Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Ещё несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка, слушание сказок, рассматривание картинок в книжках. Сегодня ситуация резко изменилась. Все больше родителей покупают диски с мультфильмами, и все меньше родителей в состоянии поиграть с ребенком, посидеть рядом, пока он рисует, лепит или почитать ему книжку и ответить на его вопросы…


Михненко И. И.

старший воспитатель

Ещё несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка, слушание сказок, рассматривание картинок в книжках. Сегодня ситуация резко изменилась. Все больше родителей покупают диски с мультфильмами, и все меньше родителей в состоянии поиграть с ребенком, посидеть рядом, пока он рисует, лепит или почитать ему книжку и ответить на его вопросы. Так проще — ведь смотреть мультики ребенок может сам. Вроде и при деле, не мешает заниматься своими делами и доволен. И готов смотреть одно и то же помногу раз в ущерб остальным видам деятельности. И главное — в ущерб общению. Настоящим спасением от обилия этих мультфильмов является обычный детский сад, где пока еще нет специально отведенного времени на просмотр.

Что же смотрят дошкольники дома? Какие именно мультфильмы настолько их захватывают, что они по часу и более не пристают к маме, не гуляют, не играют, не рисуют? Только смотрят. Что они смотрят?

Опросы показали, что дети смотрят все, что им покупают, но предпочитают зарубежные  мультфильмы с ярким, хотя и упрощенным рисунком, динамичным сюжетом, минимальным сопроводительным текстом. Бесчисленные истории о привидениях, вампирах, взбесившихся роботах и космических захватчиках, всевозможные летающие и ползающие монстры и сильные, непобедимые, но жестокие «благородные» герои.

К особенностям зарубежных мультфильмов можно отнести следующее:

1.     Действия и события в этих мультфильмах разворачиваются с огромной скоростью, герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия;

2.     Применяется масса спецэффектов и технических приемов. Как правило, спустя некоторое время после просмотра, дети с трудом вспоминают сюжет. Такой фильм не затрагивает глубокие чувства, не дает пищу для осмысления, размышления, переживания;

3.     Ситуацию не спасает, a только усугубляет многосeрийность. Возникает  экранная зависимость, опасность которой явно недооценена; 

4.     Герои мультфильмов обладают какими-то особыми свeрхвозможностями, это, пожалуй, их главная характеристика. Они постоянно в поиске любых возможностей превзойти других;

5.     Характер этих героев достаточно примитивен. Герои   действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и отношения поверхностно;

6.     Множество мультфильмов имеют четко выраженную гендерную адресацию: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков.   В дошкольном возрасте такое разделение не имеет развивающего значения, и лишь становится препятствием для общения и совместных игр мальчиков и девочек; 

7.     Возрастная адресация зарубежных мультфильмов также вызывает множество вопросов и сомнений. Само слово «мультфильм» предполагает зрителя дошкольного и младшего школьного возраста. На самом деле большинство зарубежных мультфильмов сегодня адресовано более старшей возрастной группе.

А перед экраном  ребенок-дошкольник. Он впитывает информацию, и она не исчезает бесследно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов и ребенок плохо спит ночами, в форме образцов поведения и растет количество драк, конфликтов, проявлений агрессии в играх детей, да и в их обычных отношениях. Одновременно исчезает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. У детей формируется представление о  мире  как  арене  постоянно борьбы  между силами Зла и Добра любыми средствами, только средства эти у них почему-то одинаковые. Искаженное представление о мире служит опорой для жизни в мире реальном.   Последствия  можно  будет отчетливо видеть, когда дети станут подростками и молодыми людьми, т. е. уже лет через десять.

Результаты опросов родителей показали, что после просмотров мультфильмов дети часто демонстрируют состояние   эмоционального утомления – это снижение скорости реакции, вялость, невнимательность, а также признаки перевозбуждения — сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания,   неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.  

В Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игр детей по сюжетам таких мультфильмов. На предложение «поиграть в мультфильм или героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя.   В игре отражаются лишь внешние характеристики — движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в Смешариков, дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками и перемещения кукол в пространстве.

Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Такие факты подтверждают то, что ребенок не видит и не может понять то, что пытались заложить авторы в основу кинопродукта. Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («я не знаю, кто это, может мальчик, а может девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Смысла происходящих событий (если он вообще там есть), дошкольники не усваивают.

Мы  не  можем  остановить поток «неподходящих» для нашего малыша фильмов с дисков или с экранов телевизора, потока игр по этим непонятным, но принятым в качестве образца сюжетам. Но мы можем подготовить ребенка к их восприятию. Основные  рекомендации  могут быть такими:

1. Ограничьте время, проводимое ребенком перед телеэкраном. Старайтесь наполнить его жизнь более важными для него  вещами:  пусть играет, рисует, гуляет, бегает. Читайте ему понятные книжки  и  объясняйте,  что в них происходит. Если ребенок в 4-6 лет не задает вопросов при чтении книги или просмотре мультфильмов, то, как правило, это значит, что он почти ничего не понимает. В этом случае сами задавайте ему вопросы, обсуждайте, беседуйте, рассматривайте картинки и пробуйте выяснить, соотносит ли он их с прочитанным текстом и как их понимает. Вас ждет много неожиданных открытий. Почаще перечитывайте знакомые книги, рассказы, сказки: с каждым новым чтением они будут все понятнее, и потребность в понимании станет привычкой.

2. Предлагайте для просмотра отечественные мультфильмы. Смотрите вместе с ним. Вам это тоже доставит удовольствие. Обязательно подсказывайте ребенку, что происходит на экране: дети часто не поспевают в своем восприятии за скоростью смены изображений на экране. Давайте комментарии по поводу происходящего, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы ребенка. По возможности смотрите эти фильмы не по одному разу (разумеется, не подряд). Возвращайтесь к ним  в беседах,  вспоминайте их с ребенком,  старайтесь,  чтобы он их полюбил.

3. Если ребенок начинает смотреть зарубежные мультфильмы — тоже смотрите вместе с ним. Старайтесь обратить его внимание на возможные мотивы действий героев, последствия их поступков, вызывайте сочувствие тем, кому плохо. Сравнивайте эти мультфильмы со знакомыми ребенку отечественными («Том и Джерри» с «Ну, погоди!», например). Ненавязчиво добивайтесь обоснованных оценочных суждений: кто, по-твоему, лучше? Добрей? Кто тебе больше нравится? Почему?

Это минимальная помощь, которую мы пока можем оказать нашим детям, беззащитным перед потоком свирепости и ужасов, хлынувшим на них с экранов телевизоров.  Так  мы  сможем  хоть отчасти предупредить возникновение устойчивых агрессивных форм поведения у детей (а ведь очень скоро эта агрессия обернется против нас с вами!). Мы сможем избежать появления страхов, которые являются обратной стороной агрессивности. Накапливаясь, они подтачивают нервную систему наших детей.

И все-таки, более добрых  и умных, чем наши российские мультфильмы, доступных пониманию детей всего мира практически  нет,  а  такие фильмы очень нужны в настоящее время.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.