В этот год очень долго ждали мы лето. Мы , это – и педагоги, и родители, и главное дети. С тёплым и приятным временем года люди связывают много ожиданий (долгожданное тепло, спокойный отдых, появление своих садовых ягод и фруктов, мягкий загар, речка ). Но с наступлением этого хорошего времени года человек как бы теряет бдительность. Или многие родители в связи с разными современными проблемами заняты на своей работе — и дети остаются без должного внимания и присмотра. А такое положение чревато детскими травмами.
Как отмечают многие аналитики и травматологи, основной «вакциной» против травматизма может послужить правильное воспитание детей. А оно всецело зависит от родителей (самых первых воспитателей для своих детей) и педагогов. «…Крошка сын пошёл к отцу И спросила кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»» Важно родителю с первых дней научить своего ребенка безопасному поведению – дома, в гостях, на площадке, в саду, на даче, на аттракционах и др. Чем чаще родитель будет напоминать своему ребёнку о правильном и осторожном поведении в том или ином месте, тем сдержаннее будет малыш и ,доверяя словам любимого человека,будет стараться соблюдать привитые ему правила,даже в пылу самой азартной игры.
Педагогу с ребятами нужно регулярно проводить беседы-инструктажи, часто разбирать истории из жизни (и в обычной жизни группы возникают неприятные ситуации). Воспитателю необходимо акцентировать внимание ребят на повторяющихся ошибках («Почему это произошло?Можно ли так быстро бежать в группе? Как нужно было поступить Васе (или Феде)? Какую ошибку допустил мальчик (или девочка)? Так можно делать или нельзя? Как лучше поступить человеку в такой ситуации? Чем опасно такое поведение?) Поучительные рассказы, сказки, реальные истории не должны быть способом запугивания детей, а в руках умелого воспитателя станут наглядным средством обучения детей безопасному поведению.
Что усвоено полезного в детстве, впоследствии становится доброй привычкой.Эти истины являются непреложными в профилактике детского травматизма в ДОУ. Безусловно, в саду должны быть благоприятные санитарно-гигиенические условия пребывания детей и обеспечен заботливый уход за детьми.
Шкафы и полки в групповых комнатах и раздевалках должны быть надёжно закреплены. Похожие нормы определены ко всему оборудованию сада – какими должны быть двери,окна,лестничные марши, горки и т. д. Зоной повышенной опасности иногда становятся в детском саду качели; неудачный прыжок с них может закончиться травмой (от резкого соприкосновения с грунтом может случиться перелом лодыжек, берцовых костей,вывих голеностопных суставов и др.)
Каждый ребёнок должен знать.что при падении с качелей нужно плотно прижаться к земле и отползти как можно дальше,чтобы не получить повторный удар от качелей. К падениям также могут привести катание на ногах с ледяных горок, на санках; перемещение в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам.К этому могут привести подвижные игры на площадках с невысокими пеньками сломанных деревьев, ямками и выбоинами, катание на лыжах, коньках и самокатах. В большинстве случаев многие несчастные случаи можно предотвратить, если внимательно следить за детьми, не разрешать им находиться в опасных местах.
Педагоги должны быть предельно внимательны к детям,не оставлять ребят одних (если необходимо отлучиться, то обязательно поручить присмотр за детьми на ненадолго помощнику,коллеге,родителю). В травме ребёнка ,конечно,львиная доля вины педагога. Но есть и психофизиологические особенности детей,есть и вина родителей(изначально не обучивших его азам правильного осторожного поведения).Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску,неумение предвидеть последствия своих поступков,оценивать ситуацию);расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество,особенно у мальчиков). Современные дети в отличие от детей 20 века малоподвижны, не самостоятельны, не натренированны (мышечная слабость), неразвитая координация движений.
И педагоги,и родители, и общественность(многие люди,со стороны наблюдающие травмоопасную ситуацию, не спешат помочь,заблаговременно предупредить несмышлёных детей),забыв взаимные упрёки, должны действовать вкупе. Надо собрать все свои силы и знания, чтобы научить юного человека правильному поведению в быту и на улице.
Шагдарон Э. Э.,воспитатель