К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Формирование связной речи у детей – сложный процесс, требующий длительной, систематической работы учителя-логопеда, воспитателей группы, родителей и самого ребёнка.
Читая дома детям сказки, родители, тем самым, помогают им развивать связную речь. У детей вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Так ребёнок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Важно научить ребёнка пересказывать короткие литературные тексты. Начинать нужно со сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».Дети почти дословно запоминают тексты народных сказок, усваивают последовательность действий.
Обучению детей пересказу хорошо помогает так называемый приём «договаривания предложений». Ребёнок включается в рассказ взрослого, договаривая слово или целое предложение. «Жили-были дед и…» — «Баба» — «Была у них…» — «Курочка Ряба».
Затем можно переходить к пересказу по вопросам:
«Кого встретил колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку он ему спел?..»
После того как ребёнок овладел умением пересказывать сказки, можно предложить ему пересказывать маленькие рассказы с несложной структурой. Хороший образец — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребёнка, развивают желание передать свои впечатления в самостоятельном рассказе.
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Начинать можно с ярких картинок в любимой детской книжке. Сначала дети учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают самостоятельно высказываться по содержанию картины.
Необходимо учить ребёнка умению описывать игрушки. Сначала взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы взрослого направлены на выявление характерных особенностей внешнего вида игрушки (форма, цвет, величина). Затем можно спросить о том, как можно играть с этой игрушкой.
Позднее можно предложить детям сравнить две игрушки, например кукол.Прежде, чем сравнивать, ребёнку придётся внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Взрослый должен следить, чтобы ребёнок высказывался законченными предложениями, разумеется, в силу своих речевых возможностей.
Овладел ребёнок описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших рассказов. Предложите ему несколько игрушек или картинок, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Например: девочка, корзинка, грибок, ёлочка, ёжик. Пусть ребёнок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребёнку придумать рассказ самому. И не беда, если ребёнок сначала просто повторит за вами ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумывать самостоятельные рассказы.
Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказывать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребёнка вспомнить о посещении цирка, парка с различными аттракционами, детского праздника.
Перед ребёнком чётко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты расскажешь мне, что ты видел на празднике». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, чётко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца взрослого и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.