Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка.
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру. Но, если заставлять малыша учить скороговорку, то ребенку может быть скучно и он не захочет этого делать.
А можно дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить какую-то скороговорку.
Польза скороговорки:
- тренируют речевой аппарат,
- развивают фонематическую и артикуляционную память,
- обогащают словарный запас,
- ставят речевое дыхание,
- помогают сделать речь интонационно грамотной,
- подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
А для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
Разучиваем скороговорки по правилам.
- Сначала взрослый читает скороговорку сам, медленно, вслух.
- Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
- Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
- Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие -лучше разучивать на одном дыхании.
- Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи взрослого. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно. Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Примеры скороговорок:
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
- Король-орёл.
- Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
- Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной.
Музыченко Н.Н.