Уже совсем скоро ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний:
• где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это,
• что ребенок должен знать и уметь перед школой,
• в шесть или семь лет отдать его в первый класс,
• и еще много подобных вопросов!
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждая семейная ситуация и каждый ребенок индивидуальны. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно вовремя, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно стабилизирует адаптационный период.
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс умений, которыми необходимо овладеть дошкольнику. Специалисты выделяют физиологический, психологический и познавательный аспекты готовности к школьному обучению, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Если что-то не развито или развито недостаточно, то это может способствовать появлению трудностей в обучении, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.
Физиологическая готовность к школе означает, что ребенок готов к обучению в школе физически, состояние его здоровья позволяет успешно осваивать образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает достаточный уровень развития моторики (крупной и мелкой).
Психологический аспект включает в себя ряд компонентов: интеллектуальный, социально-личностный, эмоционально-волевой.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает, что ребенок обладает запасом определенных знаний, ориентируется в пространстве и времени (в соответствии с возрастными возможностями), имеет достаточный уровень развития речевых навыков, памяти, внимания, а главное – он любознателен, стремится к получению новых знаний.
Социально-личностный компонент – это умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, оценивать и искать выход из проблемной ситуации, понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает наличие интереса к учению и получению новых знаний, способность выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа, способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние воздействия.
Что необходимо знать и уметь ребенку в шесть-семь лет?
• заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут,
• выполнять заранее обозначенные правила и оценивать правильность их выполнения,
• уметь выполнять задание по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, повторять движения человека и т.д.,
• находить сходства и отличия между предметами, картинками,
• знать цифры от 1 до 10, арифметические знаки (больше, меньше, равно),
• уметь считать в прямом и обратном порядке в пределах десяти,
• знать основные геометрические фигуры,
• ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.),
• слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на вопросы по содержанию текста,
• выделять звуки в словах, слова в предложениях,
• пересказывать текст из 4-5 предложений, составлять рассказ по картинке, определять последовательность событий,
• запоминать и рассказывать стихи, пословицы, скороговорки,
• находить лишний предмет из группы предметов,
• находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах,
• иметь начальные навыки работы с бумагой, карандашом, кистью, ножницами, пластилином,
• правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании,
• раскрашивать изображения, не выходя за его контур,
• знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты, мебель т.д.
• знать свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, адрес, части суток, дни недели, времена года, явления природы, …,
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в гармонизации семейных отношений, формировании доверия. Такие занятия должны приносить ребенку (и взрослому!) удовольствие и радость. Взрослому необходимо понимать, что в пять-шесть-семь лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание, занятие не должно продолжаться более пятнадцати-двадцати минут. По мере наступления утомления следует делать перерывы, чтобы ребенок отдохнул.
Родителям надо понимать, что основным видом деятельности ребенка является игра, именно через игру дети получают новые знания.
Во время прогулки обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья, посчитайте количество подъездов в доме, птиц на дереве и т.д. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. После просмотра мультфильма (чтения сказки, прогулки, посещения парка), попросите рассказать о том, что ребенок запомнил – это станет хорошей тренировкой речи, при этом задавайте вопросы, проявляйте интерес к ответам ребенка, стремитесь к тому, чтобы малыш видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки, пословицы, небольшие стихотворения.
Есть целый ряд двигательных действий, которыми ребенку надо овладеть еще в дошкольном возрасте. Любое движение – это сложная деятельность, в которой управляющую функцию выполняет мозг, следовательно, обучая ребенка движениям, мы тренируем и его мозг. Бег, ходьба, ловля и бросание предметов, прыжки, лазание, ползание – все эти виды движений дают ребенку уверенность в своих силах, благотворно влияют на его развитие. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформирован интерес и желание участвовать в подвижных играх.
Помимо крупной моторики важно развивать мелкую моторику ребенка. Для ее развития полезны занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Можно нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего наклеить на бумагу. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии.
Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.
Несколько простых советов помогут организовать подготовку ребенка к организованному обучению:
• не будьте слишком требовательны к ребенку. Ваш малыш имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым,
• следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной, учеба должна гармонично сочетаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в музей, парк, в поход и т. д.,
• если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.,
• следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, достаточно времени проводил на свежем воздухе, его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном,
• питание должно быть сбалансированным,
• наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет может управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он,
• обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке,
• если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Постепенно приучайте ребенка к тому, чтобы он в течение пятнадцати-тридцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь,
• если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы!
• рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии,
• формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
• обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.
Помните, ребенку нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка!
Педагог-психолог Пославская С. А.