Работая воспитателем в старших группах, часто приходиться слушать просьбы родителей о том, чтобы не заставляли ребёнка спать – пусть просто полежит или можно не укладывать ребёнка. Чаше всего такие просьбы возникают после совместного отпуска родителей с детьми, в семьях, где зачастую не соблюдается режим дня у детей. Такие родители на вопрос о том, для чего ребёнку нужен сон, отвечают: «Для отдыха». Да, это одно из назначений сна.
Сон – не просто отдых, во время которого происходит восстановление потраченной за день энергии. Это сложный комплекс физиологических и психофизиологических процессов, которые могут осуществляться только при отключении организма от внешних раздражающих воздействий. Сон оказывает многогранное влияние на организм. Изменения нервных центров, происходящие в процессе сна, регулируют состояние гормональной системы, обмена веществ, деятельность внутренних органов. Во время сна происходит переработка и запоминание информации, улучшаются процессы памяти. В то время когда сознание перестаёт контролировать интеллект, обостряется интуиция. Одновременно с возрастным развитием механизмов сна у ребёнка формируется автоматическая регуляция мозгового кровотока, сердечного ритма, внешнего дыхания, теплообмена. Сон повышает стрессоустойчивость организма. Принципиально важным является то, что во время сна осуществляются процессы роста ребёнка. Для ребёнка сон это один из важнейших механизмов, позволяющий ему наилучшим образом приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Общая продолжительность сна связана, как с возрастом, так и с темпами роста ребёнка. Новорожденные спят около 20 часов в сутки (но именно в возрасте до 2 лет осуществляется феноменально быстрое развитие мозга). Дети от 2 до 4 лет – около16 часов, 4- 5 – летним детям следует обеспечить 13 часовой сон, дети 6 — 7 лет должны спать 12 часов в сутки, а подросткам необходимо 9 часов сна.
Даже небольшой, но регулярный дефицит сна может быть причиной отставания в развитии функций головного мозга. Плохой сон снижает контроль над эмоциями. Нарушение сна является чувствительным барометром повышенной нервозности, напряжения и страха. Систематическое нарушение сна отражается и на иммунитете: недосыпающий ребёнок болеет чаще и дольше. Нарушение сна (особенно в первую половину ночи) ощутимо притормаживает рост ребёнка.
Чередование сна и бодрствования представляет собой яркий пример ритмической деятельности организма. Регулярная смена одного состояния другим – один из важнейших биологических законов, соблюдение которого обеспечивает длительное сохранение физиологических возможностей отдельных органов и систем и поддержание жизнеспособности организма в целом.
Воспитатель Коротаева М. И.