Воспитание креативной личности является важной задачей дошкольного образования. Но овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности. Ученые подчеркивают, что «если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них». Бывает, что толчком к проявлению интереса к лепке служит наблюдение за теми, кто занимается лепкой. Процесс создания взрослыми ярких образов производит неизгладимое впечатление на детей.
Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста — отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Когда ваш малыш начинает лепить, то он фантазирует, у него начинает усиленно работать мозг, а, следовательно, быстрее развиваются речь, мышление, память, прививается чувство цвета.
Как научить ребёнка лепить из пластилина и с чего начать? Первое, что должна сделать мама, – это дать пластилин ребёнку в руки. Пусть потрогает, рассмотрит, кусочек оторвёт или порежет специальным ножиком на дольки. Таким образом он приобщится к материалу и оборудованию. А мама будет за ним наблюдать и подсказывать, называть цвета, хвалить, поощрять в исследованиях.
Следите за тем, чтобы ребёнок лепил не только ладошками, но и пальчиками. Их нужно постоянно тренировать, они должны быть в движении. К примеру, мама лепит и проговаривает: «Смотри сыночек, а сейчас я вот этими пальчиками сделаю мишке глазки. А сделаю я это так». При этом мама делает акцент на пальчики и их показывает, как и весь процесс создания и прикрепления глазок.
Обратите внимание и на качество пластилина. Чересчур мягкий или чересчур твердый не годится. Расскажите, что перед тем как взяться что-то лепить, пластилин необходимо размять в руке, чтобы он принял температуру вашего тела и стал послушным, хорошо управляемым. Иначе малышу будет трудно с ним справиться и интерес к занятию пропадёт. Кроме того, можно использовать различные материалы: массу для лепки, солёное тесто или глину. Лепка у младших дошкольников тесно связана с игрой, поэтому главной побудительной силой является создание игровой мотивации. Дети с удовольствием займутся лепкой, чтобы «накормить» зайчика или «спасти» котенка. С целью развить у ребёнка интерес к лепке, можно использовать игровые приёмы.
«Найди предмет»
Взрослый прячет в кусок пластилина мелкий предмет. Это может быть пуговица, мозаика, игрушка из киндер-сюрприза. И предлагает ребёнку найти её.
«Готовим обед»
Можно предложить ребёнку приготовить обед для кукол. Для этого из пластилина надо скатать всевозможные колбаски, шарики. Это будут овощи, фрукты, колбаса. Предложить с помощью стеков разрезать их на части, разложить на тарелки, чтобы каждой гостье досталось угощение, угостить кукол.
«Отпечатки»
Можно вместе с ребёнком раскатать массу для лепки и сделать отпечаток, например, ладошки, пальцев, ключа, игрушки или воспользоваться формочками для печенья.
«Пластилинография»
С помощью пластилина можно предложить ребёнку раскрасить изображение. Покажите, как надо размазывать пластилин, замазывая картинку. Можно подготовить цветную картинку, на которой не хватает нескольких деталей, например, у мухомора белых горошин на шляпке, у яблони яблок на веточках. Ребёнку надо предложить отщипывать от куска пластилина части, скатывать из них горошины, налеплять на картинку.
Таким образом, развивая интерес к лепке, мы содействуем гармоничному развитию личности ребенка, помогаем создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечиваем развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Желаем успехов в развитии вашего ребёнка!
Воспитатель Зырянова Т. Н.