Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!
Наталья Майданик
Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности.
20 ноября отмечается Международный день ребенка, День защиты прав ребенка. Эта дата примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. С самого рождения ребенок имеет свои права, которые защищает Организация Объединенных Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
Так как же рассказать ребёнку о его правах?
Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка. Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку, а частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать. Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие. Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей, а критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах.
В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.
Несмотря на то, что в детском саду педагогами постоянно ведётся работа в данном направлении, большая просьба — уважаемые взрослые, рассказывайте постоянно своему ребенку, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека.
Права детей.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Родители могут показать малышу его свидетельство о рождении, где написано его имя и фамилия, дата рождения, данные родителей А еще то, что ребенок является гражданином России. А это значит, что государство защищает права, в том числе и право на имя ребенка.
Поиграйте в семейном кругу в игры. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.
Игра «Имена». Каждый участник по цепочке должен называет свое имя и добавляет прилагательное, можно и не одно, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.).
Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав»
- Право на жизнь («Колобок»)
- Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)
- Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)
- Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)
- Право на отдых и досуг («Золушка»)
- Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия. Завершая разговор о правах детей, предлагаем прочитать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого права ребенка в нем говорится. Берегите себя и свои семьи!
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.
Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому — семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.
Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю! (Право на воспитание в семье).
Воспитатель Зырянова Т. Н.