Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

ДЕТИ СЧАСТЛИВЕЕ В ТЕХ СЕМЬЯХ, В КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА 

Основное правило родителей, стремящихся вырастить уверенных в себе детей — уметь говорить твердое «НЕТ» в требующих того ситуациях и соблюдать другие важные установки.  Детям  нужны от родителей не бесконечные разрешения, а надежные понятные требования,  простые и доступные для выполнения. Почему? 

ПРАВИЛА ПОДГОТАВЛИВАЮТ ДЕТЕЙ К ЖИЗНИ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ 

Правила существуют в любой сфере человеческой жизни, в любом обществе. Все начинается с простых ожиданий в семье: «нельзя кусаться», «перед сном игрушки должны быть собраны», «зубы нужно чистить два раза в день» и так далее. Вы объясняете ребенку, почему именно так нельзя поступать, а вот так нужно делать обязательно, потому что иначе произойдет то-то и то-то. И совсем не обязательно это будет родительская кара. Ведь если плохо чистить зубы, разовьется кариес, и не родители это придумали… Ребенок, который с детства научен следовать разумным правилам и понимает их причинно-следственную связь, легче адаптируется к новым ситуациям, лучше работает в школе и легко вписывается в общество в целом. 

ПРАВИЛА УЧАТ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ 

Некоторые правила это то, что мы называем хорошими манерами. Умение говорить «ЗДРАВСТВУЙТЕ», «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА», «ИЗВИНИТЕ» тоже появляется благодаря правилам, которым учили нас родители в самом раннем возрасте. Если вы сделаете хорошие манеры, вежливый тон общения внутренней семейной политикой, вы очень скоро получите ребенка, который будет знать, что уважение — это ключевая энергия для счастливых взаимоотношений. 

ПРАВИЛА РАЗВИВАЮТ ЧУВСТВО ПОРЯДКА И ЗАЩИЩЕННОСТИ 

С маленькими упрямцами легче договориться, когда они заранее понимают, что от них требуется, в какой последовательности и как именно это защищает их. «После улицы надо мыть руки», «Держи взрослого за руку, когда переходишь дорогу», «Убирай ножницы на место», «Не ешь сосульки»… Правила безопасности есть везде: дома, на улице, в школе, на природе, на любом рабочем месте, в интернете. Не выполнять  их глупо и опасно. 

ПРАВИЛА ПОВЫШАЮТ В ДЕТЯХ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 

Постепенно, по мере взросления, дети будут становиться все более независимыми в принятии решений.  Наличие круга правил, которые они привыкли соблюдать, даст им возможность самостоятельно справляться с ответственностью, взвешенно подходить к тому или иному выбору. Ребенком, окруженным разумными правилами и границами, труднее манипулировать, его труднее склонить к рискованным действиям.  

ПРАВИЛА ПОВЫШАЮТ В ДЕТЯХ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ  В  СВОИХ БЛИЗКИХ 

 Четкие, последовательные, справедливые ограничения уменьшают борьбу за власть, потому что вашим детям не нужно постоянно испытывать, где лежат установленные вами границы, где именно они сами могут взять верх над вами. Разумеется, дети постоянно будут вести себя так, будто не хотят быть контролируемыми, будто они тут главные. Но слишком много власти пугает детей, особенно маленьких! Если хотите сравнительный образ, то это все равно, что отдать ключи от машины вашему 4-летке и позволить ему ей управлять. Он еще не прошел школу вождения, а вы уже разрешили ему выйти из-под контроля! 

Дети интуитивно знают, что им нужен взрослый во главе, они рассчитывают на вас, что вы всегда знаете, как поступить правильно и безопасно. Надежный, последовательный взрослый — это гарант комфорта ребенка. Дети всегда будут проверять вас на прочность, но после сотой попытки они наконец-то поймут, что эти попытки бесполезны и ни к чему не приведут. Если вы говорите, что десерт будет после горячего, а не наоборот, значит, так и будет… 

Некоторые родители чувствуют себя неуверенно, считая, что установка правил может разрушить их дружеские отношения с ребенком. Но родитель – это не друг ребенка, родитель — это родитель. Как только взрослый осознает это, установление правил уже не будет восприниматься им как разрушение доверия. 

Как правильно устанавливать в семье правила, чтобы они действительно работали и помогали детям и родителям, а не были источником стресса и негатива? 

ФОРМУЛИРУЙТЕ СВОИ ПРАВИЛА В ПОЗИТИВНОЙ ФОРМЕ  

 Многих родителей напрягает, что установление правил связано с негативом. Возможно, этот шлейф тянется из их собственного детства. Но на самом деле, в правилах «Не разговаривай с полным ртом» или «Каждый сам заправляет свою постель» нет ничего негативного. Негатив возникает только тогда, когда вы начинаете ворчать, кричать, стонать и ругаться, если ребенок не делает это с первого раза или делает неправильно. Да, воспитание утомительная штука, придется запастись терпением. Думайте о долгосрочной перспективе, будьте добры, но настойчивы, понятны и последовательны.  

НЕ БУДЬТЕ СЛИШКОМ СТРОГИМИ И НЕ ЗАВОДИТЕ СЛИШКОМ МНОГО ПРАВИЛ 

В стремлении не баловать своих детей и быть твердыми в их воспитании, некоторые родители иногда увлекаются и устанавливают слишком много границ, отчего такое воспитание превращается в тотальный контроль, и ребенок чувствует себя ограниченным почти во всем. Правила должны быть понятны ребенку и выполнимы в силу его возраста.  Согласитесь, глупо ожидать от такого крохи, что он не будет бегать по дому, что он не выйдет из-за стола, пока не покушают все члены семьи, включая старую бабушку… 

ПОМНИТЕ О ВОЗРАСТЕ И СПОСОБНОСТЯХ РЕБЕНКА, КОГДА УСТАНАВЛИВАЕТЕ ПРАВИЛА 

Правила, которые ребенку заведомо сложно выполнять в силу возраста или его особенностей развития, заранее обрекают ребенка на неудачу. Высокие ожидания родителей, которые он не может оправдать в силу естественных причин, могут заставить его чувствовать себя неспособным хоть когда-нибудь сделать все правильно, угодить маме и папе. Действительно, вы же не можете всерьез ожидать, что двухлетка без предварительного указания возьмет и сам уберет игрушки после того, как поиграет ими! Учите детей вашим правилам, показывайте, объясняйте, думайте о них с позиции его возраста и развития, и подкрепляйте позитивной мотивацией — хвалите, когда у него получается выполнить ваше правило. 

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ 

 Если сегодня за несоблюдение какого-то правила вы не применили никаких санкций или вовсе позволили его не соблюдать, то с чего вы взяли, что завтра ребенок будет соблюдать то же самое правило так, как вам надо? Когда на одно и то же поведение вы в разные дни реагируете по-разному, вы сбиваете с толку своего ребенка! Эти противоречивые сигналы будут только поощрять его на капризы и проверку, где действительно лежат границы в семье. Если посуду, например, надо мыть сразу после еды, значит, надо мыть сразу после еды. Даже если у вас хорошее настроение. Лучше меньше правил, которые выполняются всегда, чем много правил, которые соблюдаются от случая к случаю. 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРАВИЛА ВСЕ-ТАКИ БЫЛИ НАРУШЕНЫ? 

ТОЛЬКО НЕ КРИЧАТЬ! 

Во-первых,  ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ. Что случилось, почему он решил проигнорировать правило дома, что произойдет, если каждый член семьи решит нарушать правила и делать только то, что он хочет? Возможно, такого разговора будет уже достаточно, чтобы ребенок понял свою ответственность. Но если у ребенка есть доводы против ваших правил, он не должен бояться высказать их. Возможно, и у ребенка будут свои варианты для правил дома и даже конкретно для вас. 

И тогда ВОЗЬМИТЕ ПАУЗУ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Подумайте, настолько ли правила хороши и разумны, не причиняют ли они больше вреда, чем пользы. Можно ли что-то убрать, что-то сделать мягче, что-то перефразировать и сделать понятнее? 

Правила в семье очень важны для правильного, гармоничного развития детей. Но они важны не сами по себе, а для чего-то. Подумайте, чего именно вы хотите достичь с их помощью: воспитать вежливого самостоятельного ребенка, который умеет заботиться о себе и других, или вам нужен беспрекословный исполнитель любых ваших повелений? Правила — это помощники родителей в воспитании ребенка, а не враги ему. В вашем списке семейных правил должны быть такие, которые 

-помогут создать для детей безопасное пространство, 

-научат малышей отличать хорошее от плохого, 

-помогут воспитать самостоятельность и независимость, 

-научат  самоконтролю. 

педагог-психолог Пославская С. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.