Если ваш ребёнок, не выговаривает какой – то звук, либо он проявляется, но ещё неустойчив обязательно воспользуйтесь пословицами и поговорками, как дополнительным материалом для отработки у детей трудных для произношения звуков.
Чтение ребёнку пословиц и поговорок, насыщенных определёнными трудными звуками, полезно не только с логопедической точки зрения. Такое увлекательное занятие обогатит вашего малыша новыми знаниями. Как известно, эти короткие, ёмкие, легко запоминающиеся изречения, в которых запечатлён опыт многих поколений, отражает практически все стороны нашей жизни. В них и наблюдение за природой, и суждения о мудрости и глупости, о горе и радости, о лени и трудолюбии и многое другое. Пословицы и поговорки вызовут интерес ребёнка к окружающему миру, заставят его думать, осмысливать обстановку. Используя их, поговорите с ребёнком о природе, порасcуждайте о жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Пословицы и поговорки окажут влияние на развитие на развитие логического мышления и чувства юмора. Не забывайте рассказывать свои истории (объясняя смысл пословицы или поговорки) и обсуждать знакомые ему ситуации.
Пример пословиц и поговорок.
Со звуком Р:
-Что написано пером, не вырубишь топором.
-Утро вечера мудренее.
-В камень стрелять – стрелы терять.
-Человек без друзей, что дерево без корней.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Новых друзей наживай, а старых не теряй.
-Терпенье труд всё перетрут.
-Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
— Недаром говорится, что дело мастера боится.
-Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
-Доверяй, но проверяй.
-На чужой каравай рот не разевай.
Со звуком Л:
-Много слов, да мало дела.
-Кончил дело – гуляй смело.
-Долог день до вечера, коли делать нечего.
-Было, да сплыло.
-Гол, как сокол.
— Мал, да удал.
-Палец слаб, а кулак силён.
-Кто смел, то и съел.- Ласковое слово лечит.
-Не бей кулаком — ударь словом.
-Мороз не велик, а стоять не велит.
Со звуками С-З:
-Вся семья вместе и душа на месте.
-Поделись, да не подерись.
-Весна красна цветами, а осень – снопами.
-Весна да осень – на дню погод восемь.
— Любишь кататься – люби и саночки возить.
— За всякое дело берись умело.
— Делано на спех- сделано на смех.
-Слышит звон, да не знает, где он.
-Не за своё дело не берись.
— Коза с волком тягались – одна шкура осталась.
Со звуком Ц:
— Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
— Яйца курицу не учат.
— Цыплят по осени считают.
— Заглянет солнце и к нам в оконце.
-Палец о палец не ударил.
— Летит скворец – зиме конец.
— На ловца и зверь бежит.
— Конец – делу венец.
Со звуками Ч-Щ:
-Щи да каша – пища наша.
— Не верь чужим речам, а верь своим очам.
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.
-Ученье – свет, неученье – тьма.
— Человек неучёный, что топор неточёный.
— Рощи да леса – всему краю краса.
— Под лежачий камень вода не течёт.
— Грибов ищут – по лесам рыщут.
— Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком встретятся.
Со звуками Ж-Ш:
-Тише едешь – дальше будешь.
— Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
— Хорош садовник _- хорош и крыжовник.
-Что посеешь, то и пожнёшь.
— Поспешишь – людей насмешишь.
— Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
— Землю пашут – руками не машут.
— Вчерашний день не воротишь.
Воспитатель Коротаева М.И.