В последнее время много говорят о «дефиците внимания». Что это такое?
Это неспособность ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени.
Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека. Благодаря вниманию познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность. В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение длительного времени: шестилетние дети могут заниматься интересной игрой час, а за рисованием проводят даже полтора-два часа.
Внимание обладает некоторыми свойствами:
Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.
Нарушение любого из этих свойств, приводит к аномалиям в развитии внимания.
О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе, когда появляются проблемы . В школе ребенок должен будет не только внимательно слушать, но и понимать то, о чем рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и думать, как их можно применить в том или ином случае.
Еще до школы можно выяснить, может ли будущий школьник заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 – 30 минут.
Проанализировать, насколько ребёнок сосредоточен на задании:
— ребёнок спокоен, у него сосредоточенный и устойчивый взгляд, устойчивое положение головы, позы, организованные жесты, уверенная речь (ребёнок внимателен);
— или же ребёнок невнимателен – он рассеян, отвлекается от дела, суетлив, неуравновешен, у него бегающий взгляд, беспорядочное многословие, неуверенность, тревожность.
Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего ребенок утомляется от словесной деятельности (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Конечно же оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Взрослые могут помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа должна проходить в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Игры на внимание.
«Посмотри на меня»
Предложить ребенку внимательно рассмотреть маму и отвернуться. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.
«Зоркий глаз»
Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.
«Сложи пуговку»
Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.
«Не собьюсь»
Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Ребенок считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь.
«Три задания»
Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.
Упрощенный вариант:
• подпрыгни три раза;
• назови домашнее животное;
• возьми в руки пластмассовый предмет.Усложненная игра:
• моргни столько раз, сколько дней в неделе;
• напиши на бумаге имя на букву «н»;
• встань рядом с круглым синим предметом.Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.
«Найди отличия»
Предложить ребенку 2 картинки, которые отличаются друг от друга незначительно. Нужно найти отличия.
«Четвертый лишний»
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками.
Важно, чтобы занятия были систематическими, не от случая к случаю.
Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, не сравнивать его с другими детьми. При выполнении заданий ребенку может потребоваться помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если ребенок затрудняется, предложите выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий постарайтесь создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, и не допускайте переутомления – это может вызвать нежелание учиться.
Музыченко Н.Н., воспитатель