Зачем нужны сказки
Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.
Сказки могут нести такой посыл:
- Познавательный(знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
- Воспитательный(понятия о добре и зле);
- Терапевтический(корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).
С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.
Виды сказок
Детская сказкотерапия направлена на такие действия:
- Учит детей различать добро и зло;
- Учит хорошим качествам, воспитывает;
- Исправляет изъяны в поведении;
- Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
- Способствует доверию между детьми и родителями;
- Развивает фантазию ребенка.
Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.
Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:
- Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
- Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).
Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:
Методика сказкотерапии
- Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
- Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
- Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
- Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).
Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно.
Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.
Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.
Сказки могут делиться на:
- Бытовые(Колобок, Курочка Ряба);
- Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
- Поучительные(Снежная королева, Золотая рыбка);
- Героические(сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» (о них подробнее можно почитать здесь), а также придумывать свои собственные.
Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.
Аудиосказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов издательства Речь, Эксмопресс, Златоуст и т.д.
Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).
Алгоритм сказкотерапии
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:
- Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
- Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
- Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
- Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
- Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
- Придумать положительный финал.
- Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:
- Как нужно помогать старшим;
- Вежливые слова;
- Правила поведения;
- Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.
Степанова Н. Г., воспитатель