Ручку правую вперед,
А потом её назад
А потом опять вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
Поворачиваясь в круге
И в ладоши, хлопая, поем…
Поем песенку на любой подходящий мотив, делая нужные движения. Как видите, все не так сложно. Выполняя это, вы поможете своему ребенку адаптироваться к окружающему миру, разовьете в нем чувство пространства, успешную ориентацию. А вот плохо или не точно сформированные пространственные представления уже будут влиять на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникнуть сложности с конструированием, проблемы во владении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.
Несколько советов, как научить ребенка отличать левое и правое.
№1
Когда вы с ребенком идете по улице и поворачиваете куда-либо, необходимо словестно обозначать этот маршрут: «А вот сейчас повернем с тобой направо и будем уже на месте», «Смотри, мы повернули с тобой налево и увидели впереди песочницу». В дальнейшем это можно развить в игровое упражнение.
№2
Гуляя с ребенком или даже возвращаясь с ним откуда-то, важно обращать его внимание на объекты и предметы вокруг него, так же обозначая это словестно. Не просто «Саша, посмотри какая вон там собачка гуляет. Видишь?», а, скорее всего так: «Саша обрати внимание, какая слева от нас собачка гуляет. Видишь?» или «Посмотри, какие слева от тебя дивные розы цветут».
№3
Играя с ребенком в куклы или машинки, тоже не забывайте упомянуть верную терминологию: «Маша, куда ты кроватку своей куколки поставишь? Сюда? Но ведь справа места больше…», «Антон, а давай, твоя машинка поедет налево, тогда она быстрее доберется до гаража» или «А сейчас куда твоя машина повернула? Направо?».
№4
У детей до 3-х лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают только конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот абстрактное им еще рано понимать. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации: «Правой ручкой мы всегда кушаем, берем кисточку, карандаш…»
№5
В повседневной жизни, даже не играя, вы можете с ребенком так же говорить о право и лево. Например, открывая шкаф с вещами вы можете начать так: «Максим, а где твоя белая футболочка? Нашла! Вот она, справа от красных шортиках лежит». Или, прося ребенка помочь, вы объясняете задание: «Настя, подай мне книжку с полки. Вон она с левой стороны стоит в темной обложке».
Одевая ребенка на улицу, вы можете упоминать о правых и левых его тела: «Вот сейчас мы сапожек на твою правую ножку наденем, а вот этот сапожек – на левую» и т.д. Таким образом ребенок будет слышать и запоминать основные слова, которые позволят ему в дальнейшем успешно ориентироваться в пространстве.
№6
Без веселых детских стихов и песен вам не обойтись. Есть не мало замечательных стихотворений, которые можно использовать как веселые и полезные упражнения. Например, вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой! (И. Токмакова)
…Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукой, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» – раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик. (В. Берестов «Где право, где лево»)
Воспитатель Ковалева Анастасия Александровна