Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире. Для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются при воспитании ребёнка. Случается и так, что в детском коллективе малыш находится на одной территории с детьми, проявляющими агрессию.

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это ребенок, ломающий игрушки, ребёнок, который может ударить сверстника или родителей и пр. Такой  ребёнок — серьезная проблема для родителей и педагогов. Его  трудно понять и  принять, и ещё сложнее определить,  в чём кроется причина подобного поведения. В первую очередь взрослым необходимо помнить, что агрессивное поведение ребенка – это своеобразный «крик о помощи», способ привлечения внимания. Ребенок как бы «сигнализирует» о том, что он нуждается в понимании, любви, ласке. С помощью агрессивного поведения он демонстрирует, что чувствует себя отверженным, ненужным.

Родительское безразличие (и, к сожалению, жестокость) могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, закономерным итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что он не нужен своим самым близким людям. Чтобы получить так необходимую ему родительскую любовь, ребенок пытается привлечь внимание родителей любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны ребёнка не заставит себя долго ждать. Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что подобная форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.

Агрессивность – это форма поведения, которая закрепляется  и со временем становится «привычной».

          Детям, особенно раннего и дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если ребенок не слушается в случаях несправедливого наказания, обиды, то его злость и агрессия вполне оправданы, это нормальная реакция и беспокоиться при этом не следует.

Причинами появления и закрепления детской агрессии могут стать:

—         отсутствие эмоциональной близости с родителями (например —  родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, винят ребёнка в своих проблемах);

—         неуважение к личности (родители  некорректно высказываются  в сторону маленького человека); низкая самооценка (ребёнок не уверен в себе, не уверен в окружающих). Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом им придуманную опасность  «из вне»;

—         гипер и гипоопека. Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка, на уровень проявления агрессивного поведения. Избыточный  контроль со стороны родителей порождает страх, тревогу, которые приводят к  протестным формам поведения против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии;

— стремление быть лучшим часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения. Современные персонажи компьютерных игр, фильмов (вне зависимости от того – положительные они или отрицательные) часто несут в себе агрессию, в том числе в «благородных» целях. Дети воспринимают это как  призыв действовать похожим образом в любых ситуациях. Важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения лидерского статуса (оптимально —  через способности и увлечения);

—         желание быть таким как все. В детском коллективе ребёнок видит различные варианты поведения. Если в группе детей преобладает агрессивное поведение, то ребёнку, чтобы не выделяться, проще надеть «маску агрессии».

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Что делать родителям?

Родителям важно знать некоторые истины, которые могут помочь во взаимодействии   ребенком, проявляющим агрессию.

Важно давать выход эмоциям, а не подавлять их. Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом ребёнку. Таким образом, вы проговариваете проблему и становится легче. Параллельно вы демонстрируете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, чем пытаться привлечь внимание своим агрессивным поведением.

Важно, чтобы слова взрослых не расходились с действиями — не требуйте от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, скажите что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Надо помнить, что снятию напряжения и предупреждению агрессии способствует двигательная деятельность. Следовательно, обеспечение достаточной, адекватной возрастным возможностям и индивидуальным особенностям двигательной активности – первоочередная задача взрослых при организации  жизни ребенка.

Можно предложить следующие приемы для выхода накопившегося напряжения: комкать и рвать бумагу; подраться с подушкой или боксёрской грушей; использовать «для криков»; игры с водяным пистолетом,  прыжки на батуте и пр.

Еще ряд рекомендаций для родителей агрессивного ребёнка

—         Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!

—         Помогите ребёнку найти способ для приемлемого  выражения агрессии (занятия в спортивной секции, подвижные игры, активные прогулки).

—         Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.

—         Хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства. Это повышает самооценку ребенка.

—         Снижайте уровень критики.

—         Минимизируйте агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).

—         Старайтесь общаться «на равных».

—         Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).

—         Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

 

Педагог-психолог Пославская Светлана Александровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.