Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Познание мира – невероятно увлекательный процесс для ребенка. В детском возрасте природная любознательность проявляется особенно ярко: для малыша все происходит впервые – новая игрушка, радуга после дождя, поездка в лес… Для детей постарше открывается мир, полный информации; современные технологии позволяют знакомиться с окружающим миром – близким и очень далеким – в удобное время, в любом месте.

Взрослым надо уметь ценить и поддерживать детскую познавательную активность, вдохновлять и поддерживать инициативу и самостоятельность. Свойство личности, которое выражается в нашей способности ставить перед собой цели, собственными силами достигать их и нести за это личную ответственность – это и есть самостоятельность. Если ребенок лишен возможности проявлять активность при выполнении даже простейших обыденных действий и поступков, ошибаться и видеть их последствия, то у него не будет формироваться умение принимать на себя ответственность за свои решения. В этом случае  он будет привычно опираться на мнение окружающих, что неблагоприятно скажется на социальной жизни в будущем. Задача близких взрослых – дать ребенку свободу, соответствующую его возрасту и умениям.

Что сделать для того, чтобы научить ребенка самостоятельности? Самостоятельность можно только предоставить, научить самостоятельности нельзя. Именно от взрослых зависит та степень свободы, которую они готовы предоставить своему ребенку, позволить ему справляться с проблемами. Мы, взрослые, не всегда можем отпустить ребенка от себя, ведь он мал и его окружает так много опасностей! Будет  ли ребенок самостоятельным, зависит от того, готовы ли родители принять взросление ребенка, поддержать его на пути познания мира с разумной степенью свободы выбора, отвечать за собственную точку зрения, решения и ошибки.

Родительская забота или гиперопека?

Если ребенок уверен, что без взрослого он ничего не сможет сделать, то это ведет к формированию неуверенности в себе. Как следствие – малыш перестает проявлять инициативу, т.к. знает, что за него все сделает мама или у него все равно ничего не получится. Отсутствие у родителей понимания того, чем естественная забота отличается от чрезмерной опеки,  приводит к тому, что у ребенка искажается процесс развития, снижается познавательная активность,  формируются сложности в вопросах социального взаимодействия.

Взрослея, ребенок стремится все больше действий выполнять сам. Первоначально это простые игровые и бытовые действия. С каждым годом сложность навыков растет. Ответственность родителей заключается в том, чтобы позволить ребенку самому  принимать решения, увидеть их последствия (пусть не всегда  ожидаемые).  Так ребенок учится делать выбор, видеть последствия своих решений, отстаивать свои границы, принимать позицию окружающих.

Простые шаги по направлению к детской самостоятельности

Практикум для родителей: учимся доверять ребенку и передавать ему ответственность за свои поступки

Выполнение элементарных ежедневных действий – основа самостоятельности ребенка.  Постепенное усложнение  заданий и поручений, отслеживание реакции ребенка, положительное оценивание – путь, который надо пройти вместе с ребенком в направлении  к самостоятельности.

Шаг 1. День (момент) самостоятельности. Предлагаем ребенку самостоятельно выполнить  ежедневные бытовые моменты: приготовить вещи для детского сада, убрать за собой игрушки, вымыть посуду…  А после этого — сфотографировать результат (используем гаджеты для мотивации!)  и отправить папе (бабушке, кому-то еще). Чем бы это не закончилось – поддержите ребенка. Не отменяйте дни (моменты) самостоятельности при неудачах,  вместе разберите ситуацию, чтобы в следующий раз получилось лучше.

Шаг 2. Куда пойдем гулять? Собрались на прогулку с ребенком? Поинтересуйтесь, куда он хочет пойти сегодня? Прислушайтесь к мнению малыша в выборе маршрута прогулки.  Предложите рассказать, как будем двигаться  знакомый маршрутом, чем займемся на месте.

Шаг 3. Ты и я. Вспомните, как часто вы говорите «МЫ», когда речь идет только о ребенке: мы проснулись, мы заболели, мы поиграли, мы упали… Если ребенок уже не малыш, то стоит говорить в отношении ребенка  «он» или «она». Этим вы поможете ребенку отделиться от вас и почувствовать свою личную ответственность.

Шаг 4. Я умею. Я могу. Я справлюсь! Порадуйтесь вместе с ребенком его достижениям (пусть даже самым небольшим!). Для этого возьмите лист бумаги и вместе с ребенком вспомните, что он умеет делать самостоятельно: чистить зубы, убирать игрушки… Важно, чтобы ребенок увидел свои успехи (а их не мало!) и смог осознать свою значимость. То, с чем раньше ребенку приходилось помогать – сейчас он делает самостоятельно. И это здорово! Можно вместе с ребенком вспомнить, с чем он не может справиться самостоятельно и предложить научиться это делать. Помните, что не все получится с первого раза. Наберитесь терпения и поддерживайте ребенка.

Шаг 5. Что ты думаешь о …. Обсуждайте с ребенком фильм, книгу, песню и пр. задавайте ему вопросы – «что ты об этом думаешь», «чем нравится эта песня», «кто из героев запомнился и почему». Подобными вопросами мы развиваем у ребенка критическое мышление, учим высказывать свое мнение, лучше понимаем ребенка. Отнеситесь к нему с уважением и расскажите  в ответ о своих предпочтениях.

Шаг 6. Учимся составлять планы. Умение планировать  — отличный способ развивать дисциплину и самостоятельность.  Предложите ребенку (и другим членам семьи) обсудить план на день. По мере выполнения фиксируйте сделанное (опять же посредством гаджетов!), а в конце дня посмотрите фотоочет. Такая игровая форма поможет начать планировать свою деятельность и видеть достигнутые результаты.

 

Педагог-психолог Пославская Светлана Александровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.