Для любого ребенка игра – способ познания мира. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, учится общаться. Через игру дети познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проживают жизненные ситуации, пробуют себя в новых ролях.
Но, некоторые не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником будут родители.
С раннего возраста надо создавать ребенку условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых — создавать развивающую игровую среду, и учить ребенка играть в различные игры. А активное и заинтересованное участие родителей играет важное значение.
Развивающих игр очень много. Они создаются с целью воспитания и обучения детей. Все необходимые задачи решаются через игровую деятельность и правила.
Ребёнка в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если игрок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Это требует от ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Таким образом, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему — либо в непринуждённой обстановке.
В дидактические игры дети могут играть индивидуально и коллективно.
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а использование её разнообразных видов , можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
домашние игры можно превратить в самые интересные для вашего ребенка. Во что можно поиграть дома и на улице?
Игры для детей
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: знать предмет при помощи одного из анализаторов. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. Небольшой непрозрачный мешочек . Ход игры. Кладем предметы в мешочек. Затем предлагаем ребенку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову».
«Узнай на вкус»
Дидактическая задача: узнать предмет на вкус (сладкий, кислый, соленый, горький) Можно подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, угощаем ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорим: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
«Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Ход игры. Во время прогулки показываем ребенку какой-либо лист и предлагаем найти такой же. Отобранные листья сравниваем по форме, отмечаем, чем они похожи и чем отличаются.
« Раз, два, три — к дереву беги!»
Дидактическая задача: найти предмет по писанию. Ход игры: называем хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просим найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!». Ребенок должен найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
«Кто как передвигается»
Дидактическая задача: расширить знания о животных, птицах, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы. Ход игры: называем или показываем картинку разных животных, птиц, насекомых, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).
«Кого не стало?»
Дидактическая задача: развивать наблюдательность, закреплять названия диких животных. Оборудование. На столе расставляют 4—5 игрушек – животных. Ход игры: показываем ребенку игрушки – животных. Просим закрыть глаза и в это время прячем игрушку. Затем ребенок открывает глаза и отвечает- кого не стало? Вместо животных можно использовать любые игрушки.
Еще один тип игр- развивающие .
Это книжки — раскраски, шнуровки, лото, конструкторы «Лего» и другие конструкторы, пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. А раскрашивание и рисование предметов развивают руку ребёнка.
Таким образом, родители в ненавязчивой форме могут использовать игры как обучающее и воспитывающее средство.
Воспитатель Музыченко Н.Н.