Сегодня всё больше детей (да и взрослых тоже!) испытывают различные проблемы с почерком. Что же является причиной расстройств почерка у современных детей и взрослых?
Неразборчивый почерк – это не просто неспособность писать ровные и прямые буквы. Зачастую в основе этой проблемы лежат психологические и неврологические нарушения деятельности мозга и центральной нервной системы. Кроме того, проблемы с почерком тесно связаны с эмоциональным состоянием и определяются типологическими свойствами высшей нервной деятельности.
Основными причинами проблем с почерком у современных детей являются: рассогласованность в работе полушарий мозга; высокая скорость работы мозга; нарушения эмоциональной сферы; психоэмоциональная нестабильность; слабость нервной системы; высокий уровень тревожности; расстройство схемы тела; нарушение равновесия; слабо развитая кисть и малая подвижность лучезапястного сустава; слабая согласованность в системе мозговой деятельности «рука – глаз- мышление».
Сегодня у детей настолько низкий уровень физической активности, что даже утренняя зарядка для многих невозможна из-за нехватки времени! По этой причине бесконечные занятия в прописях и уроки каллиграфии не помогут ребёнку справиться с причинами проблем в почерке. Обычное переписывание только усугубляет проблемы с письмом, невротизируя его и вызывая полное нежелание письма от руки.
Многие из перечисленных причин трудностей в почерке можно эффективно корректировать физическими упражнениями. В связи с этим коррекцию почерка полезно начинать с физических упражнений на координацию движений. Именно физические упражнения для здоровых детей являются самым эффективным и быстрым способом стабилизации психоэмоционального состояния и откроют у ребёнка способность управлять своим телом и противостоять раздражителям.
Двигательная активность формирует умения производить точные, согласованные движения, в процессе подвижных игр и упражнений происходит, в том числе, взаимодействие движений глаз и руки, дети учатся контролировать силу, скорость и ритм своих действий и движений (как крупной моторики, так и мелкой).
Обеспечение эффективной двигательной деятельности, удовлетворение потребностей детей в движениях является хорошей профилактикой грядущих проблем с почерком.
Педагог-психолог Пославская Светлана Александровна