Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Фонематический слух – это умение слышать, выделять и различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах…Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного овладения письма и чтения.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Упражнения на развитие фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному.
Фундаментом и основой развития фонематического слуха является умение различать на слух неречевые звуки.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Что за машина?». Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш, постучите им по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами ,какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаз, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков или слов. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук или слово с заданным звуком.
Игра «Отбери картинки». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук [м].
Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
Игра «Назови слова». Ребенок вспоминает слова с заданным звуком.
Игра «Цепочка слов». Что общего в словах мак и кот? В обоих слова есть звук [к]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слов, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
Игра «Зоопарк». Посмотри на игрушки (или картинки). По первым звукам названий игрушек отгадай слово: Мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, кот (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
Игра «Рыболов». Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.
Воспитатель Степанова Н. Г.