Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому педагоги в ДОУ помогают создавать у малышей правильное представление о деньгах, семейном бюджете. Рассказывают о процессе производства товаров и их потреблении; знакомят с термином «реклама» и учат полезным бытовым привычкам, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.). Кроме этого, ребята подготовительной группы №1 узнали историю появления денег, познакомились с понятием «валюта», рассматривали альбом, где изображены купюры и монеты разных стран. В ходе бесед прививаем дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Рассказываем ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, институте.
Сделать экономику доступной помогает сюжетно-ролевая игра. Дети с удовольствием играют в магазин, кафе, парикмахерскую, аптеку и т.п., воспроизводя действия взрослых — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. При этом используются условные деньги и ценники для товаров — изготовленные воспитателем вместе с детьми. В свободное время дошкольники могут поиграть в настольную игру «Магазин», а также дидактические игры: «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Кому что требуется для работы».
Уважаемые родители, предлагаем вам продолжить знакомить дошкольников с азами экономики средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это: «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Мена», «Выгодное дело» и др. Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»).
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
Михалков С. «Как старик корову продавал»;
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
Из современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Также хороший материал для занятий — стихотворения: Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»; Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».
Помимо того, можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.
— Копеечка к копеечке — рубль набегает.
— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Денежки труд любят.
— Делано наспех — и сделано на смех.
— Деньги дело наживное.
— Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
— Каждую крошку в ладошку.
Воспитатель Зырянова Т. Н.