Случается (и не так уж и редко!), что мама чувствует вину (досаду, раздражение и т.д.), когда ей не хочется играть с ребенком. Игра с ребенком входит в обязанности мамы по умолчанию и чаще всего в этом родителю разрешено испытывать лишь одну эмоцию — радость. Считается, что мама, играя с ребенком, отдыхает, наполняется ресурсом и заряжается положительными эмоциями. Но что делать, если на игру с ребенком с самого начала нет ни сил, ни желания? Когда при мысли о необходимости провести время на детской площадке хочется плакать или кричать… Или когда каждая минута игры с ребенком кажется вечностью…
Играть невозможно заставить! Игра − это то, что делают все участники для удовольствия. Нельзя играть вынужденно. Когда ребенок долго-долго пристает: «Мама, поиграй со мной», — мама часто все откладывает и начинает мучительно играть. Мучительно – потому что в этот момент она совершенно не хотела играть и планировала заняться своими делами. Мама играет, но при этом не вовлекается в игру. Она как будто отрабатывает игровую повинность. И вроде бы мама уделила ребенку внимание. Но только ребенок эту порцию внимания не получил. Почему?
Дело в том, что здесь нарушается правило: игра − дело добровольное. Невозможно играть через силу: если маме игра не в радость, то ребенок это отлично чувствует.
Так играть или не играть? Многие родители по этому поводу тревожатся: а достаточно ли мы хорошие родители, если всюду написано, что для развития надо играть в такие-то и в такие-то игры, а это «надо» сковывает?
Играть с ребенком – хорошо и полезно. Но если маме или папе игра в тягость – от такой игры не будет толку. Вместо этого обеспечьте ребенку саму возможность игры. И помните: когда мы видим, что ребенок играет, − это очень хороший знак. Играющий ребенок чувствует себя комфортно. Когда ребенку плохо, он не играет, а занят выживанием.
Поэтому, если вы вдруг переживаете: «Мой ребенок не играет или играет не так, как надо или правильно, или что делать, если я с ним не играю», — посмотрите сначала, играет ли он, в принципе. Не «как играет», а «играет ли вообще». И если он играет — значит, у него все скорее хорошо, чем плохо.
Интересно может и должно быть не только детям, но и родителям. Принцип «приятности» важнее обязательства, когда речь заходит об игре.
По материалам http://bmshkola.ru/
Педагог-психолог Пославская С. А.