Каждый родитель стремится обеспечить развитие своего малыша. Более того: каждый ребенок хочет, чтобы взрослые им занимались и желательно, как можно больше! Кажется, что цели родителя и ребенка совпадают. Почему же тогда на деле многое не получается: дети отказываются учиться, не знают, чем им заняться… Что же необходимо сделать родителям, чтобы установить контакт с ребенком и направить детскую энергию в нужное русло? Что же на самом деле хотят дети? Что же на самом деле хотят родители?
Дети хотят ИГРАТЬ! Каждый ребенок хочет, чтобы с ним играли, им занимались, его любили. Дайте ребенку попробовать себя во всех областях: в рисовании, лепке, подвижных играх, пении, танцах и т.д. Следует помнить, что никакой сенсорный экран не заменит тактильных ощущений, которые испытает малыш, перебирая предметы с разными фактурами. Ваш малыш сам обязательно задержится в той области, к которой почувствует особый интерес.
Дети хотят, чтобы им помогали. Не учили, не заставляли и не дрессировали, а именно помогали. Для этого взрослым необходимо запастись терпением, научиться быть гибкими, чутко реагировать на детские запросы.
В дошкольном возрасте большую часть времени дети посвящают игре. Они могут играть самостоятельно или со сверстниками, с игрушками и без них, с тем, что есть под рукой (соломинка, палка, камень, фантики от конфет, коробки и пр.). Когда ребенок играет сам, мамы, папы и бабушки зачастую считают, что они могут отдохнуть. Отсюда создается ложное впечатление, что предоставленный самому себе малыш в данный момент активно не развивается. Раннее развитие ассоциируется у части взрослого населения с целенаправленными занятиями, участием взрослых, выполнением заданий, получением новых навыков здесь и сейчас. Игра в этой связи служит лишь для создания мотивации.
Однако к игре надо относиться совершенно иначе. Игра формирует личность дошкольника; играя, ваш малыш всегда развивается, даже если вы в этот момент отдыхаете или занимаетесь домашними делами. Если внимательно присмотреться к сюжету игры и игровым действиям малыша, то можно узнать о нем много нового. Его реакции, поведение, выбор героев и итоговая развязка содержат намеки на поступки маленького человечка.
С возрастом потребность в сюжетно-ролевых играх у дошкольников становится все острее. В этот момент дети счастливы, если взрослые помогут им воплотить привлекательные для них образы.
Иногда игра превращается в фантазирование. Этот период наступает после четырех лет – ребенок уже хорошо говорит, пересказывает любимые сказки, сочиняет короткие истории о любимых героях, мечтает о предстоящих событиях или создает свои версии об уже происшедших. Все это происходит в рамках имеющегося словарного запаса. Такая «болтовня» развивает и вносит свой вклад в речевое развитие.
Чего хотят родители? Заботливые и внимательные папа и мама хотят, чтобы у них вырос развитый, здоровый и счастливый ребенок. Его успехи начинают радовать с первых лет жизни, о них рассказывают, ими гордятся, их стараются преумножить.
К сожалению, большинство родителей не могут, а порой и не хотят много заниматься со своим малышом. Детский сад, няня, кружок, студия, центр детского развития… Для совместного общения остаются вечера, выходные и праздники. Но даже это время окажется достаточным, если его правильно организовать. По выходным можно делать поделки, ходить на прогулки и узнавать что-то новое. Такой выходной малыш с нетерпением будет ждать всю неделю.
Родители хотят, чтобы дети их слушались. Но малышам сложно любить тех, кто им что-то навязывает, поэтому опять надо вспомнить о гибкости в воспитании. Получение новых навыков никогда не должно быть связано с запугиванием и шантажом со стороны взрослых. Иначе даже в случае достижения положительного результата, последствия в долгосрочной перспективе окажутся нерадостными.
Ребенок – это личность, индивидуальность. Задача любящих родителей — создание условий для самовыражения ребенка. Постарайтесь разглядеть в своем малыше его неповторимость. Тогда многие высоты будет взять легче, а некоторые окажутся совсем не нужными.
Педагог-психолог Пославская С. А.