Великая культура русского народа складывалась веками. Она изобилует своими обычаями и обрядами. В наше время, когда много утеряно, позабыто, изменились жизненные условия народа, мы решили вспомнить добрый, яркий, веселый обычай — колядование и передать этот опыт детям.
В среду, 17 января, подготовительная группа № 2 провела святочные колядки. Детям рассказали о Рождестве Христова и обычае колядовать. Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. Следующим по старшинству шел звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Ряженые ходили с колядками, рассказали, как гадали на Руси в святочные дни, водили хороводы, танцевали, пели, желали друг другу здоровья, счастья, хорошего настроения, процветания в новом году.
С детьми были выучены присказки и заклички, прославляющие коляду. Вместе с детьми изготовили атрибуты обряда колядования – звезду, маски. С помощью родителей подготовили костюмы. Постарались воспроизвести атмосферу колядок: веселье, атрибутика, символика, праздничное убранство. Сам процесс переодевания доставил ребятам огромное удовольствие. Обыграли обряд колядования в форме небольшого театрализованного представления в группах детского сада, где нас гостеприимно встречали дети и воспитатели групп. Дети весело воспевали гостеприимство хозяев, их богатство, славили их труд, поздравляли с праздником и пожелания здоровья, счастья. В ответ колядующих щедро одарили подарками.
Праздник произвел на детей незабываемые впечатления. Участвуя в подобных мероприятиях, дошкольники приобщаются к русской культуре и традициям. Это является неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания. Одновременно дети развивали речь, творческую инициативу и эстетический вкус. Все это способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений, его таланта и общего развития.
Воспитатель Вакуленко О. В.