В раннем возрасте ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель логопедических занятий – научить его слушать и слышать. Развитием фонематического восприятия нужно заниматься целенаправленно, так как некоторые функции (например, звуковой анализ) требуют специальных занятий для успешного формирования навыков.
В развитии фонематических процессов выделяют этапы, направленные на развитие умений: слышать, выделять и объединять звуки в новой последовательности, различать слова.
Полезны: игра с музыкальными инструментами «Что звучит?», игры «Далеко – близко», «Громко- тихо» (ассоциации, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда далеко – тихо) т.п. Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «Третий лишний», «Правильно – неправильно» (произнести: «кукла, гукла», услышав неверное произнесение ребенок должен хлопнуть в ладоши). В возрасте 5 лет начинайте формировать у ребенка навыки элементарного звукового анализа.
Воспитатель Нагорнова О. М.