Зачем нужно обучать детей правильно дышать?
Многим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.
Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:
— как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
— как часть занятия ;
— как специальные упражнения в виде игровых занятий;
— как игры;
Развитие речевого дыхания
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе..
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.
Параметры правильного речевого выдоха
- Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот –
«набираем полную грудь воздуха»
- Выдох происходит плавно, а не толчками.
- Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
сжимать губы, надувать щеки.
- Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен
выходить воздух).
- Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
- Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при
помощи частых коротких вдохов.
Игры и упражнения для развития плавного речевого выдоха
Цель: — развитие длительного непрерывного ротового выдоха
— активизация губных мышц
- Игры с индивидуальными предметами.
— Надуй шарик.
-Бульки, Расти, пена. (с соломинкой)
-Свистульки. Свистки – «Полицийский». Подуй в дудочку.
— «Музыкальный пузырек».
- Игры с предметами не имеющими индивидуального назначения.
-Лети, бабочка. Осенние листья. Снег идет. Летите птички. (картинки на нитках)
-Ветерок (султанчики, метелочки)
— Одуванчик, вертушки (на прогулке)
-Футбол (ворота, фрукты)
— «Мыльные пузыри».
-Катись, карандаш.
-Веселые шарики (теннисный мячик, стол с проведенной чертой)
-Воздушный шарик.
-Плыви кораблик. Плыви уточка. «Парусная регата»
-Задуй свечу.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания — это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
Этапы развития речевого дыхания
— пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
— длительное произнесение некоторых согласных звуков
Ш, Ж, Ф, Х;
— произнесение слогов на одном выдохе;
— произнесение слов на одном выдохе;
— произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
— чтение стихотворений;
— пение песенок;
Игры для развития речевого дыхания.
Цель: — отработка правильного речевого дыхания.
Под музыку:
— Пой со мной (гласные А,О,У,И,Э). (под музыку)
— Веселая матрешка (с куклой или матрешкой с произнесением слогов Н: ЛЯ-ЛЯ)
— Звуки вокруг нас. (с предметными картинками). Девочки поют (поющие лица)
— Птички поют. (КО-КО-КО, КУ-КУ, ЧИРИК-ЧИРИК, ГА-ГА-ГА)
Без музыки:
— Сдуй шарик (на ковре, руки широко расставлены перед собой с произнесением звука Ф)
— Насос (с произнесением звука С на одном выдохе)
Используйте данные упражнения и уже в ближайшее время вы заметите, как меняется речь вашего малыша!
Воспитатель Бартош Н. Н.