Артикуляционная гимнастика – подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Выполнять артикуляционные упражнения надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4 -5. При их выборе надо учитывать степень сложности и доступности выполнения. Проводить речевую гимнастику желательно эмоционально, чтобы ребенок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения – точными.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – не столь важное, несерьезное порой, даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна?
Прежде всего весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, предлагаются нетрадиционные упражнения, носящие игровой характер и вызывающие положительные эмоции у детей.
В помощь родителям.
Примерные артикуляционные упражнения.
- «Держи крепче»
Удерживаем ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
2. «Бусинки»
Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или предлагаем губами перенести «бусины» с одной тарелки на другую.
- «Сладкий футбол»
Перекатываем во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку «грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамель) и тд.
- «Вкусное варенье»
Облизываем варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребенку) с губ, блюдца, печенья, сухаря и т.д.
- «Ах, как вкусно»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба (сухарей, печенья, сахара, леденцов) и просим ребенка облизать поверхность тарелки.
- «Красивое печенье»
Считаем напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
- «Хомячок»
Выполняется во время купания. Набираем в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьем по щекам и с силой выпускаем струю воды.
- «Коровка»
Даем ребенку, если это не противопоказано, мягкую жевательную или жевательную конфету в виде большого кома и просим пожевать
Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюну, т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.
- «Сладкая зарядка»
Упражнения с чупа-чупсом. Круглый сладкий чупа-чупс – прекрасный логопедический тренажер. Лучше всего подходит мини-размер этих леденцов.
Проводите время с ребенком весело и с пользой.
Воспитатель Нагорнова О. М.