Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. На них не действует тактика внушения чувства вины, они почти не реагируют на принуждение, наказания, запреты и другие дисциплинарные воздействия. У них почти нет авторитетов. Они далеко не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные и «неудобные» дети. Каждый из них имеет право на понимание, признание своих способностей, внимание со стороны взрослых. В то же время дети активно сражаются за уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам и переживаниям, которые для них крайне важны. Дети умеют принимать правильные решения, им надо в этом только помочь.
Дети приходят в мир совершенными – и оказываются в безумном. противоречивом, несовершенном мире. Интуитивно они знают, «что такое хорошо и что такое плохо». И в то же время они чутко подмечают все несовершенства этого мира.
Существует крайне мало мер, с помощью которых на них можно воздействовать. Научиться поощрять то лучшее, что есть в ребенке, помочь ребенку осознать, что ему «все по плечу» — и он сможет свернуть горы и добиться нужных результатов. Каждый ребенок ожидает и заслуживает любви и взаимного уважения.
Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Если взрослые стремятся к взаимопониманию, единственный путь в этом направлении – это уважение к правам детей, предоставление им возможности учиться на естественных последствиях собственных поступков, а не на системе запретов, наказаний и вознаграждений, использование допущенных детьми ошибок как благоприятной возможности для воспитания уверенности в своих силах и возможностях.
Современные дети способны «считывать» взрослых как открытую книгу, распознавать и нейтрализовывать попытки манипуляций. Если дети замечают, что их пытаются «воспитывать» — они начинают упорно сопротивляться. С их точки зрения, если взрослые со своей стороны не соблюдают уважительные взаимоотношения, то и они имеют право яростно отставить свои права на независимость и автономность.
Поэтому, если родители постоянно сталкиваются с сопротивлением со стороны детей, первым делом им необходимо проанализировать и оценить собственное поведение.
Надо стремиться не воспитывать ребенка, а сотрудничать с ним. Дети копируют родителей, так пусть нам будет радостно смотреть на свои копии!
Педагог-психолог Пославская С. А.