Многие дети любят фантазировать. Для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать. Желательно, чтобы мир фантазий ребенка был открыт для взрослого – общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте вместе сказки, волшебные истории! В такие моменты между ребенком и родителем возникает уникальная близость, подкрепленная положительными эмоциями и основанная на единстве интересов.
Часто родители задают вопрос: чем отличается детская фантазия от детской лжи? Главное отличие фантазии от лжи состоит в том, что фантазия позволяет сделать мир интереснее и ярче, а ложь причиняет боль, становится причиной обид, непонимания, крупных ссор.
Где же заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу подчеркнем -ложь очень многолика. Рассмотрим некоторые виды детской лжи, которые формируются у ребенка под влиянием разных факторов.
Ложь как вредная привычка. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку.
Другая разновидность лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержание внутренней гармонии. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компании, напуганный – самым смелым, нерешительный — отважным.
Достаточно распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Такая психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха ребенок не знает, поэтому ложь становится для него волшебной палочкой.
Ложь как средство достижения выгоды, получения какого-либо блага переплетается с желанием избавить себя от излишних усилий. Этот вид лжи наименее связан с фантазией и воображением.
Детская ложь сама по себе не появляется. Так же, как всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить ребенку о том, что ложь это плохо нужно именно в тот момент, когда родители столкнулись с ней впервые.
Постарайтесь придерживаться некоторых правил поведения, которые снизят риск появления обмана у ребенка.
В семье должны существовать единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, родители воспитывают манипулятора, который быстро научится различать, ЧТО нужно сказать каждому из родителей, чтобы получить желаемое. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, у него возникает потребность выйти из-под контролях, хоты бы и солгав.
Родителям надо научиться сдерживать свои обещания и не обещать того, что не сможет быть выполнено. Это правило должно распространяться как на поощрение ребенка, так и на наказание за проступки.
Будьте искренни в общении с ребенком и окружающими. Первоначально ребенок копирует манеру общения, стиль поведения родителей, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу еще не ясен, но настроение он воспринимает отчетливо.
Не умиляйтесь проявлениями лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям.
Если факт лжи со стороны ребенка уже стал проявлять себя, старайтесь разобраться, что является причиной обмана. При этом важно помнить, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста редко ставит перед собой цель – солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной для него ситуации. Именно поэтому важно не просто установить факт лжи. А понять причину, по которой ребенок сказал неправду.
Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В обратном случае можно больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит говорить такие слова, как «Ты что, хочешь вырасти обманщиком?», «Такой маленький, а уже врешь!». Лучший эффект принесет фраза: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты у меня такой честный!»
Ребенок должен самостоятельно устранить результаты лжи – вернуть то, что взял без спроса, извиниться за обман и пр. Главное при этом — чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.
Педагог-психолог Пославская С. А.