Давайте обсудим обсудить стратегии, которые мы обычно выбираем в вопросе допуска детей к гаджетам.
Как правило, родители впадают в две крайности. В первом случае гаджеты ― это исключительно вредная штука. Поэтому дети почти не имеют доступа к экранам, телевизора нет, планшета нет, в распоряжении ребенка кнопочный телефон. Другая крайность ― уверенность, что ничего сделать нельзя, потому что современный мир таков: дети рождаются с планшетами и телефонами в руках. И ребенку предоставляется полная свобода.
Обе эти позиции ― крайние, противоположные, но вызваны одной и той же причиной ― тревогой родителей. В первом случае тревога заглушается запретом, во втором ― полной свободой.
Там, где есть родительская тревога, где родитель не уверен в своей позиции, всегда возникает точка конфликта с ребенком. Потому что неуверенный в своей позиции родитель не может убедить ребенка в ее правильности. И возникает точка конфликта, когда, как в первом случае, родитель убеждает ребенка, что от гаджетов «тупеют». Ребенок несет это в детский коллектив и оказывается без друзей, с трудностями в общении со сверстниками. А во втором случае родитель, который все разрешил, все же тревожится и периодически эту тревогу выражает: «Нет, все, сегодня слишком много». Или, в случае какого-либо проступка ребенка, решает отобрать гаджеты.
Это вызывает разумный протест ребенка, которому правила пользования гаджетом заранее не сообщались. Происходит конфликт.
Итак, основная родительская тревога связана с тем, какую информацию экран гаджета транслирует ребенку. Крайние стратегии эту тревогу не сильно помогают успокоить и приводят к конфликтам с ребенком.
Что же делать? Как справляться с родительской тревогой? Основные источники любой тревоги — это отсутствие информации, отсутствие контроля. Больше всего мы тревожимся и боимся в ситуациях, когда нам слишком мало известно или когда от нас слишком мало зависит. Соответственно, с тревогой можно справиться, если больше знаешь и больше контролируешь. И, если мы возвращаемся к вопросу взаимодействия детей и гаджетов, то родительская тревога, помимо категорического запрета и полного разрешения, может быть снижена за счет того, что мы:
— устанавливаем правила;
— знаем, почему именно такие правила устанавливаем (есть объективная основа, а не просто порыв «все запретить с завтрашнего дня, потому что с учебой стало хуже» или убежденность, что гаджеты «зомбируют» и от них «тупеют»);
— контролируем выполнение этих правил.
В таком тандеме родительской тревоги относительно взаимодействия детей и электронных устройств становится меньше.
В первую очередь необходимо определить, какими должны быть эти правила, с опорой на то, почему именно такими, и как эти правила воплотить в жизнь, чтобы они действительно работали.
Рассмотрим несколько таких правил, которые создают условия для взаимодействия ребенка с экранами без вреда.
- Гаджет не должен быть предметом успокоения. Если ребенок плачет, кричит, расстроен, мы не предлагаем ему посмотреть мультики или гаджет вместо поддержки и разговора о причинах нежелательного поведения: «Ну, ладно, не плачь. Давай мультик посмотрим». Это недопустимый способ использования гаджета, потому что он рождает у ребенка связку: « Если мне плохо, если мне грустно, если я злюсь, сержусь, то значит, мне надо вот туда, в гаджет». Это путь к зависимому поведению.
- Гаджет не должен быть предметом спекуляций в семье. Когда мы включаем правило «ты получишь игру или гаджет только после того, как все-все-все сделаешь», то тем самым сами еще раз увеличиваем ценность, желание этим обладать. Мы сами формируем ожидание, предвкушение и, соответственно, удовольствие от обладания, когда наконец-то это время наступает.
По материалам http://bmshkola.ru/
Педагог-психолог Пославская С. А.