Общение малышу нужно всегда, поэтому не экономьте слова и разговаривайте со своим ребенком. Побуждая ребенка к диалогу, вы развиваете его речевые навыки. Для этого достаточно задавать вопросы. Если малыш отвечает односложно, то постарайтесь «разговорить» его. Предлагайте не отвлеченные вопросы, а те, которые связаны непосредственно с ним самим.
Приведем пример. Если вы вместе мастерите какую-то поделку не захватывайте инициативу и не делайте сами то, что способен сделать дошкольник. Пусть ваши действия будут иметь показательно-демонстрационный характер. Особое внимание уделите сложности задания. Оно должно соответствовать возрасту дошкольника.
Необходимо помнить, что содержание домашних занятий зависит от возраста ребенка. Занимаясь с ребенком, всегда оставляйте место творчеству. Творчество можно использовать в качестве премирования. Тогда оно не перейдет в хаос. Творческие навыки очень стимулирует похвала взрослого. Если ребенок что-то сделал сам, то, похвалив его, вы дадите хороший импульс к дальнейшим действиям.
Часто родители задают вопрос: когда нужно начинать подготовку к школе? Основные навыки, которыми должен владеть будущий ученик: первоначальные знания о счете, простые математические операции, подготовка руки к письму, основы чтения. В то же время, школьнику будет очень трудно, если он не способен к самоорганизации, не понимает поставленных задач, отстает в физическом развитии и обладает низкой самооценкой. Подготовка к школе происходит комплексно. Здесь недостаточно научиться решать задачи и читать слова. Необходимо правильно организовать жизнь ребенка.
- Физическое развитие. Свежий воздух и достаточная физическая активность делают маленького человечка гармоничным, поэтому прогулки – обязательное условие нормального развития. К ним можно добавить посещение спортивных секций. Следует помнить, что занятия спортом в чистом виде требуют значительных волевых усилий, а это для малыша большая нагрузка.
- Психическое развитие. Даже от самого подготовленного дошкольника школа потребует адаптации. Но она пройдет легче, если ребенка научить контролировать свои эмоции. К сожалению, это умеет не каждый взрослый. Но если вы наглядно смоделируете типичные конфликтные ситуации и объясните, как в них себя вести, то ваш школьник не растеряется и не поддастся первым импульсам. Он не полезет в драку, не станет жертвой провокации, не разрыдается в отчаянье. Все предусмотреть невозможно, но многие конфликты в детском коллективе типичны и предсказуемы.
Если говорить об учебе, то ребенку в школе понадобится сохранять концентрацию и внимание, поэтому можно провести целенаправленную подготовку. Школа несет с собой воспитание ответственности. Это первый шаг во взрослую жизнь, где придется самостоятельно принимать решения по целому ряду вопросов. Уже в домашней обстановке нужно поручать ребенку маленькие взрослые дела, с которыми он вполне может справиться: полить цветы, убрать игрушки, накрыть на стол. Тогда школьная самостоятельность не станет для него шоком.
- Социальное развитие. Успех обучения и желание ходить в школу зависят от того, насколько комфортно ребенку среди своих одноклассников. И здесь не только дело случая, какой коллектив попадется. Многое зависит от самого школьника, от его реакций, наличия или отсутствия доброжелательности, умения прощать и уступать, находить компромисс и в то же время защищать свои интересы. Если дошкольник посещал детский сад, то базовые навыки поведения в коллективе им уже получены.
- Интеллектуальное развитие. Об этом моменте родители начинают беспокоиться чуть ли не с рождения. С буквами и цифрами ребенок знакомится раньше, чем он учится говорить. Здесь важно соблюдать меру и сохранить интерес у малыша. Если дошкольник отлично читает, хорошо считает и пишет, то в школе ему будет легко и неинтересно. На уроках он начнет скучать и пропустит тот момент, когда преподаватель даст незнакомый материал. В то же время нельзя отрицать, что в классе, где 30 человек, учитель не сможет уделить достаточно внимания каждому. Родитель должен сам позаботиться, чтобы ребенок своевременно освоил базовые навыки чтения, письма и счета.
Педагог-психолог Пославская С. А.