Первые слова малыш произносит в конце первого года жизни. Возникновение активной речи связывается с тем, что ребенок начинает понимать, что каждый предмет имеет свое название. Бесконечные вопросы «это что?» отражают интерес малыша как и миру вещей, так и к их словесному обозначению.
Речь ребенка развивается в нескольких направлениях. Сначала происходит становление пассивной речи: малыш еще не умеет говорить, а только начинает понимать обращенную к нему речь; понимает многие слова, ищет глазами названные предметы, показывает на них пальчиком. Затем ребенок начинает понимать не только слова-предметы, но и слова-движения, машет ручкой «пока-пока». Пассивная речь в раннем возрасте развивается очень быстрыми темпами, малышу интересна речь окружающих людей, он хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, выполняет несложные поручения.
Ребенку интересно и важно не только то, что говорят взрослые, но и как говорят: ребенок внимательно прислушивается к сочетанию разных звуков, изменению ритма и интонации. Малыш еще не умеет говорить, но прислушивается к словам мамы, слушает стишки и потешки, начинает гулить и лепетать.
Самостоятельное использование слов — активная речь – возникает позже. Какое-то время число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. Случается, что период пассивной речи сильно затягивается, ребенок до 2-3-4 не произносит ни одного слова, при этом он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы и поручения. В этом случае речь развивается за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи. Овладение активной речью нередко носит характер «взрыва» — еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил фразами, предложениями.
Надо понимать: насколько рано заговорит ребенок, во многом зависит от условий жизни малыша, которые создают взрослые. Первое активное слово малыша появляется в общении со взрослым, в совместных играх и занятиях. Чтобы ребенок начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-либо предмете. Слово должно стать для ребенка средством общения.
Что такое автономная детская речь? Ребенок может произносить только слог слова, например, «бу» вместо «буду», «ка» вместо «каша». Или же произносить слово полностью, искажая его звучание, например, «титити» вместо «кирпичи». Среди первых слов много звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др. Следовательно, особенность автономной детской речи – особый звуковой состав слова.
Своеобразное значение детских слов – это еще одна особенность автономной детской речи. Одним и тем же словом ребенок может называть разные предметы («кис-кис» — это и кошка, и меховая шапка, и что-то еще мягкое и пушистое). Соответственно, что первые обобщения ребенка основываются на случайных совпадениях качеств предметов, а не их существенных признаков.
Первые слова ребенка обозначают не только предмет, но и выражают переживание по поводу него. Так, словом «ама» (сломал) ребенок может называть сломанную игрушку, порванную одежду, ссадину и другие неприятности, которые с ним приключились. В раннем возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого высказывания, который может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Например слово «мама» это не только обращение к маме, но и просьба дать нужный предмет, а еще и просьба пожалеть.
Речевое мышление ребенка пока еще находится в зависимости от конкретной ситуации. Особый звуковой состав и ситуативность детской речи часто затрудняют общение малыша с окружающими, т.к. речь малыша зачастую бывает понятна только тем взрослым, которые постоянно с ним находятся.
Обычно к полутора-двум годам речь ребенка становится все более самостоятельной, быстро увеличивается словарь; кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо; ребенок образует предложения из нескольких слов; говорит фразами и предложениями. К трем годам речь становится основным средством общения, малыш много спрашивает, может рассказать о своих переживаниях, ему нравится внимание взрослого и собственное умение задавать вопросы. Ребенок использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время, усложняется структура речи. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого, становится эмоционально выразительной. У малыша открываются возможности для общения с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.
Сроки возникновения речи, характер ее становления могут быть различными. Указанные нормативные периоды становления речи имеют условную возрастную отнесенность. Некоторые малыши задерживаются на этапе произнесения отдельных слов, другие же быстро начинают говорить предложениями. Индивидуальные различия в темпах становления речи у детей настолько велики, что нельзя делать однозначные выводы о задержке в речевом развитии. Надо помнить о том, что в первой половине раннего возраста самым важным показателем речевого развития является пассивная речь.