Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Зачем нужны сказки 

Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях. 

Сказки могут нести такой посыл: 

  • Познавательный(знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами); 
  • Воспитательный(понятия о добре и зле); 
  • Терапевтический(корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей). 

С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи. 

Виды сказок 

Детская сказкотерапия направлена на такие действия: 

  • Учит детей различать добро и зло;
  • Учит хорошим качествам, воспитывает;
  • Исправляет изъяны в поведении;
  • Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
  • Способствует доверию между детьми и родителями;
  • Развивает фантазию ребенка.

Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае. 

Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии: 

  1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком); 
  1. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка). 

Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях: 

Методика сказкотерапии 

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. 

Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь. 

Примеры сказкотерапии для родителей и их детей 

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном. 

Сказки могут делиться на: 

  • Бытовые(Колобок, Курочка Ряба); 
  • Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
  • Поучительные(Снежная королева, Золотая рыбка); 
  • Героические(сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка). 

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» (о них подробнее можно почитать здесь), а также придумывать свои собственные. 

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки. 

Аудиосказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов издательства Речь, Эксмопресс, Златоуст и т.д. 

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка). 

Алгоритм сказкотерапии 

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку: 

  1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет. 
  1. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно. 
  1. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится). 
  1. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха). 
  1. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны). 
  1. Придумать положительный финал. 
  1. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить. 

Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры: 

  • Как нужно помогать старшим;
  • Вежливые слова;
  • Правила поведения;
  • Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им. 

Степанова Н. Г., воспитатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.