Ребенок шумно ведет себя в общественном месте, не дает поговорить с воспитателем… Спонтанное решение — сделать строгое замечание. Однако, все больше современных родителей все меньше поступает именно так. При этом другие варианты реагирования на подобное поведение вызывают у родителей затруднения. Предлагаем один из вариантов стратегии поведения в подобных ситуациях.
В разные эпохи и в разных культурах к детям относились по-разному. Когда-то ребёнок считался главным членом семьи, которого можно только баловать и любить, в другое время дети были дешёвой рабочей силой.
Взросление — очень длительный процесс. Малыш так мало знает о мире, в том числе и о правилах поведения. Чем лучше ребёнок понимает своё место в обществе, тем увереннее он будет чувствовать себя во взрослом возрасте.
Семья — модель общества, то место, где ребёнок учится проверять свои и чужие границы. Начиная с раннего возраста необходимо учить малыша понимать, как и когда ему проявлять активность. Показывать это надо простыми примерами и делами: увлекать ребёнка в процессы приготовления пищи или уборки (посмотреть, придержать, принести, нажать кнопку). Ребёнок любого возраста может принимать участие в делах родителей, его мнение можно и нужно учитывать. Если он научится выбирать сначала из двух вариантов одежды, ему будет проще в будущем выбрать из десятков вариантов чего-либо.
Ребёнок взаимодействует не только с родителями и близкими родственниками, но и с другими взрослыми. Друзья, медики, воспитатели, соседи, случайные прохожие — есть много ситуаций, когда происходит непосредственное общение с малышом. И вновь первый пример подают родители.
У каждой семьи свои критерии поведения. Но быть вежливым и приветливым нужно не ради того же в ответ, а для себя и своего хорошего настроения. Если человек не отвечает взаимностью, это не обязательно значит, что он хочет нас обидеть: может, у него плохое самочувствие или слишком много дел.
Ребенку важно понимать, что он поступает правильно для себя, он делает так, как принято в его семье. Другие люди любого возраста могут вести себя невоспитанно и даже грубо. Но это не даёт никакой оценки поведению ребёнка. Оценку может давать только сам ребёнок: я молодец, что поздоровался, что выразил своё мнение. Действия других людей тоже остаются вне категорий «хорошо» — «плохо». Другой взрослый сказал, что ты был неправ, — да, так бывает, для него это так, но для нашей семьи ты поступил правильно. Это не значит, что все, что делает ребёнок, хорошо. Границы в межличностном общении не должны быть слишком сдвинуты ни в какую сторону. Но если малыш проявляет адекватную активность и любопытство, лучше поощрять его сейчас, чем через 20 лет решать вместо взрослого человека его проблемы.
Родителям важно оставаться на стороне ребенка! Все обсуждения поведения ребенка должны происходить наедине с родителями. Пока малыш сам не может постоять за себя, он учится у родителей.
Конечно, ребёнок может причинять конкретные неудобства: кричать, дергать родителя, комментировать слова собеседника. Но это не значит, что он плохой, злой, невоспитанный. Это значит, что он ещё маленький и так проверяет реакцию мира: что в обществе принято делать, а что нельзя.
Дети совсем не глупые, но их жизненный опыт несравним с опытом взрослых. Ребёнок может вести себя неуместно, но только у родителей есть право ему это объяснить. Достаточно извиниться за доставленные неудобства перед другими взрослыми, и попросить не комментировать действия малыша, не давать оценку. Ребёнок должен знать, что в этом большом взрослом мире родители на его стороне и именно они научат, как с этим миром жить.
Приведем примеры бестактных ситуаций, которые возникают между ребенком и взрослым:
«Какой глупый вопрос!». Детские вопросы зачастую воспринимаются взрослыми как глупые. Это не так! Детские вопросы обладают иной логикой. Ребенок много раз задает вопрос «почему?», пытаясь понять природу вещей. Глупых вопросов не бывает, но бывают те, на которые сложно ответить.
«Не мешай, взрослые разговаривают». Для ребенка общение — такая же интересная и важная деятельность, как любая другая игра. Не хотите, чтобы малыш принимал участие в беседе, — заранее проговорите с ним правила и придумайте, чем его занять на время вашего разговора.
«Что за ерунда!» Любое новое действие связано с пробами и ошибками. Все детство — огромное поле для творчества и познания себя, которое нельзя обесценивать.
«Ты еще маленький». Взрослый имеет очевидное превосходство над ребенком как минимум в физическом плане и в жизненном опыте, но озвучивать и подчеркивать это постоянно недопустимо.
Все эти примеры — обесценивание детства, демонстрация превосходства взрослого перед ребенком: пока ты маленький, я главный, а потом посмотрим. Порой дети видят в мире то, на что взрослые уже закрыли глаза, и от этого получают больше знаний. Так, может быть, следует брать их в союзники, а не унижать?
Педагог-психолог Пославская Светлана Александровна