Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли вы сами. Достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет. Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или вам необходимо только беспрекословное послушание его. Проанализируйте свое поведение по отношение к малышу. Не унижаете ли вы его?
Рекомендации для родителей
- Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли вы сами. Достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет. Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или вам необходимо только беспрекословное послушание его. Проанализируйте свое поведение по отношение к малышу. Не унижаете ли вы его?
- Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку: нет ли вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли он был, а если вдруг нет… Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что когда конфликты в семье постоянно и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает папе и маме, что здесь плохого, ведь атмосфера негативизма – обычное состояние семьи.
- Когда как будто вы не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у Вашего ребенка все нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого, не в коем случае не ругайте его.
- Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешенный для ребенка эмоциональный стресс. Ищите, где источник стресса. Ведь если стресс не прекратиться, — то это путь к неврозу.
- Учтите, что, когда такой ребенок возбужден и непоседлив, неугомонен и не доводит начатое дело до конца, лишь только потому, что он не может из-за возникшей неустойчивости внимания, то ваши замечания, которым он не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела.
- Когда такой ребенок заторможен, все ваши просьбы игнорирует, задумавшись о чем то своем, а вы торопитесь, вам очень некогда, хотя копуша безразличен к этому, своей медлительностью будто бы специально желая вывести вас из себя, — не объявляйте войну упрямству, а лучше посоветуйтесь с врачом и постарайтесь сделать повод для похвалы упрямца.
- Иначе говоря, чтобы упрямство не осложняло вашу жизнь и жизнь вашего ребенка, не создавайте себе искусственных проблем. Остановитесь на мгновение и вспомните себя, каким вы были в детстве.
- Когда малыш особенно упрям, не надо, чтобы вас зацикливало так же, как его. Найдите способ переключить его интерес, подберите задания, чтобы он выполнил его с успехом, и не забудьте похвалить его.
- Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним (К примеру, ваша, малышка из самых-самых добрых побуждений решила сделать вам сюрприз: стоит и моет после еды свою посуду: разбила тарелку, взяла чашку. Вы, полные негодования, требуете прекратить такое мытье, но если вы требуете прекратить, она продолжает мыть уже с удвоенной энергией, потому что в этом возрасте (3-
4 г .) у всех малышей повышенный интерес к тому, что «нельзя»).Поймите ребенка и проявите чуткость. Превратите мытье в игру и домойте посуду вдвоем, подчеркивая, что дочка вам очень помогла. Но ей надо еще немного вырасти, чтобы стать главной помощницей в доме. Пусть она больше не расстраивается из-за разбитой тарелки.
В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и «дух противоречия» беспричинен, а ваш малыш не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязательно покажите его специалисту.
Помните! Упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельством заболевания малыша.
Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем.
1. Не в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
2. Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.
3. Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон…)
Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться вам, а невольно поддерживая упрямство, вы создаете почву для неврозов. Если ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша(при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).
Основные вопросы,
с которыми сталкиваются родители
ребенка 3-4 лет.
1. Психологи обращают внимание на «Кризис 3-х лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Основные задачи взрослого – предоставить большую самостоятельность ребенку, включить в его деятельность что-то новое, поддержать стремление к самостоятельным действиям, не погасить своей критикой, не подорвать веру ребенка в собственные силы.
2. В возрасте 3-4 лет для ребенка характерны резкие перепады настроения. Чаще всего это зависит от физического комфорта, но уже на настроение начинают влиять его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, в данном возрасте возникает существенное внутреннее противоречие: ребенок стремится к самостоятельности, но не может справиться без помощи взрослого. Любит близких, но злится на них из-за ограничения свободы.
3. В 3-4 года ребенок начинает усваивать правила взаимоотношения и поведения в группе сверстников. По отношению к окружающему формируется своя внутренняя позиция. Ребенок верно осознает свое поведение, умеет гордиться своими успехами, может критически оценить результаты своего труда, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте дети начинают очень активно подражать действиям взрослого. Взрослый – основной пример поведения для ребенка.
4. Интенсивно развивается воображение. Большое значение в развитии данного психического процесса играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Очень важно на данном этапе читать ребенку книги, разговаривать с ним на различные темы, тем самым расширяя его представления об окружающем и пополняя его словарный запас. Кроме того, для младших дошкольников характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы эмоционально насыщены и реальны. Поэтому необходимо ограничить ребенка от слишком сильных и ярких эмоциональных переживаний (могут возникать различные страхи).
5. Дети должны уже уметь держать правильно карандаш, проводить вертикальные и горизонтальные линии. В 4 года могут уже нарисовать «головонога» (рисунок человека, состоящий из головы, ног и рук). В рисунке стараются правильно использовать цвета.
Если моторика рук развита слабо, то можно порекомендовать для занятий с ребенком лепку, аппликацию, шнуровку, застегивание-расстегивание пуговиц, собирание мозаики и т.д.