Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь – это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.
Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.
Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.
Первое, что должен сделать педагог, – это помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.
Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.
Задачи эстетического воспитания.
1. Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.
2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .
3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению).
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:
1. Среда, которая окружает ребенка в детском саду и дома.
2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .
3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .
4. Индивидуальный подход.
Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.
1. Эстетика быта, т. е. там где дети находятся в течении дня;
2. Природа;
3. Искусство (литературные, музыкальные произведения);
4. Художественная деятельность самих детей;
5. Специальное обучение;
6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей).
В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:
1. Занятия (музыкальные, ИЗО);
2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга»);
3. Утренники и развлечения;
4. Экскурсии и прогулки;
5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД
Принципы эстетического воспитания:
1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.
2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.
3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.
4. Индивидуальный подход к детям.
5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
Особенность художественного творчества детей.
Творчество – это деятельность, направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Творчество детей значимо, прежде всего, для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых. Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.
Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).