Стиль воспитания в семье.
Наверное, невозможно перечислить все типы воспитания в семье и их нюансы, негативно влияющие на психику ребенка, но постараемся вспомнить ряд из них.
А вы задумайтесь, какой из этих типов воспитания используется вами. Задумайтесь и постарайтесь внести коррективы в свой стиль общения с ребенком. Ведь если он сегодня всего лишь навсего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он уже может дать плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.
1. Кумир семьи.
Невольно кажется, ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, «пуп земли» и «центр Вселенной»…им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша – закон. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться.и это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где если и он выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Естественно, малыш испытывает психологический дискомфорт.
2. Гиперопека.
Уже само название подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» малыша. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремиться к ней во время кризиса трех лет. Ему нет смысла бунтовать, отстаивать свою «Я-систему». Любой конфликт с родителями – это поражение. Малыш привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали свою его жизнь до малейших мелочей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Под «пресс-контролем» их малыш теряет индивидуальность, напоминая робота. Очень часто родители оберегают ребенка от всего на свете. Всем можно бегать босиком – ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое, а он не может, оно холодное, и вдруг…ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, он захлебнется. Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.
3. Гипоопека.
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть. И уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители.его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс собственной неполноценности ребенка преследует его потом всю жизнь.
4. Воспитание по типу «Золушки».
В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его постоянно оскорбляют и унижают. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в семье. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Он угождает им, предупреждает желания, но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести, довольно часто неожиданно наталкивается на своеобразный выход из создавшегося положения: он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы разрешаются как в сказке и исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше. Такие дети, вырастая, часто «мстят» родителям за далеко не «золотое» свое украденное детство.
5. «Ежовые рукавицы».
Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так – ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
6. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Еще один неправильный тип воспитания. Когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои неоправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания – когда ребенку поручают заботиться о младших в доме, что тяжким бременем ложится на плечи малыша о отражается на его психике, который не по возрасту серьезен, все время озабочен. Такие дети обращаются к врачам по поводу неврозов.
7. Воспитание в культе болезни.
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что из ребенок внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним. Предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все права, не думая о том, что есть еще и обязанности. Маленький тиранчик добивается всего, пусть даже для этого надо притвориться, придумать новую болезнь. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев. Их участь – участь слабовольных и изнеженных людей.
8. Воспитание по типу «кронпринца».
Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, богатых семьях. Отдав самих себя карьере, родители, к сожалению, не могут заниматься собственным ребенком. Им трудно выкроить минуту, чтобы немного поиграть с малышом, узнать о том, что его беспокоит или что ему хочется. И недостаток своих чувств они обычно компенсируют искусственной родительской любовью – одаривая и задаривая малыша. Родители думают, что он счастлив, но малышу нужно другое – нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово. Наверное, при первой возможности многие дети отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой, чтобы им, как всем, можно было делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они как все, могли бы в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, а может быть, на речку…
9. Противоречивое воспитание.
Об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь собственными методами воспитания, противоречащими, по обыкновению друг другу и, словно Лебедь, Рак и Щука, тянут малыша одновременно в ту и другую сторону, чтобы в конце концов перетянуть. В такой семье малыш не в состоянии усвоить, что ему можно делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно это рано или поздно способствует развитию невроза.
10. Смена образцов воспитания.
Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть от того, к чему он привык, никак не адаптируется к перемене и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.
Мы познакомились лишь с наиболее распространенными из типов неправильного воспитания детей, хотя на самом деле их не перечесть. Мы часто пользуемся ими, не догадываясь, как они отражаются на психике ребенка, и сами же способствуем обычно неврозу своих же собственных детей. Нередко сами мы являемся источниками стресса, психического дискомфорта малыша, а ищем причину где-то извне и, бегая по разным специалистам, пытаемся ее хоть как-нибудь понять.