Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей4, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- — планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
- — целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- — освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
10 | СКР | ПР | РР | ХЭР | ФР | |||||
6-7 | ||||||||||
уровень | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май |
нормативный | 4 | 0 | 4 | 0 | 2 | 0 | 6 | 0 | 0 | 0 |
проблемы | 10 | 0 | 9 | 0 | 12 | 0 | 8 | 0 | 14 | 0 |
не соответствует | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Вместе мы:
— воспитываем настоящего гражданина своей Родины
— развиваем творческие способности детей
— развиваем устную речь дошкольников
Консультации для родителей:
Воспитание гражданственности в семье
Тесты: правильно ли мы воспитываем детей?
Консультация по ОБЖ для родителей
Роль семьи в воспитании ребенка
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Подготовила: учитель — логопед Бухалова Е. Н.
• Игра «Папа – мама – детёныш».
Бык – корова – телёнок
Верблюд – верблюдица – верблюжонок
Козёл – коза – козлёнок
Баран – овца – ягнёнок
Осёл – ослица – ослёнок
Кот – кошка – котёнок
Кролик – крольчиха – крольчонок
Пёс – собака – щенок
Бык – корова – телёнок
Боров – свинья – поросёнок
Конь – лошадь – жеребёнок
Олень – оленуха – оленёнок
• Игра с мячом «Скажи словечко ласково».
Скажем ласково — и вот:
В слово к нам звук [к] придет!
1. Существительные: нос — носик (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.);
голова — головка (трава, нога, спина, нора и т.д.).
2. Прилагательные: синий — синень- Кий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, весёлый и т.д.).
3. Наречия: мало — маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).
· Игра «Жительницы стран и городов».
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции — француженКи, в Австрии — австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!
Париж — парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.).
· Игра «Профессии». У меня растут года, Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?
Плавает на кораблях — моряК (рыбачит, убирает двор, работает в саду, кладёт печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печёт булки, охраняет лес и т.д.
• Игра «Занятия, увлечения».
Профессий и занятий очень много.
А ты какую выберешь дорогу?
Собирает грибы — грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, Старик — старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).
Машина — машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).
• Игра «Он — она (профессии, занятия)».
Артист — артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).
• Игра «Он — она (животные, птицы, насекомые)».
Птицы, звери и козявки,
Вылезайте из-под лавки!
Всех по парам разобьем,
Всем названия найдем!
Слон — слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.). Лев — львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).
• Игра «Спорт – спортсмены».
Что такое тренировка? Ловкость, сила и сноровка!
Спорт поможет нам везде: И в учебе, и в труде!
Шахматы — шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).
• Игра «Музыкальные инструменты, музыканты».
Лишь мелодию услышим,
Замираем… и не дышим!
Кто играет так прекрасно?
Музыканты! Это ясно!
На пианино — пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).
• Игра «Ласковые слова».
Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови!
Скажем ласково — и вот
В слово к нам звук [Ц] придет!
Книга — книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
Задание — заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
Мороз — морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).
• Игра «Продукты, посуда». Где продукты размещать?
Это надо твердо знать! Хлеб — хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли, крем, сельдь, сливки, молоко, мороженое и т.д.).
• Игра «Тара, сосуды, здания».
Сколько есть предметов разных, мелких, крупных, очень важных! Как все это разместить? Это надо уяснить!
Мыло — мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).
• Игра «Сравни признаки предметов».
Мы сравним и то, и это, мяч успев поймать при этом!
Красивый — красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).
Высоко — выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).
• Игра « Большущие слова».
У кошки — усы, а у тигра — усищи,
У птички — глаза, у дракона — глазищи.
У гномика — дом, у Кощея — домище,
В баночке сомик, в речке — сомище!
Нога — ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
Сапог — сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).
Ветер дует просто злющий.
Он вреднющий, холоднющий,
От него стал нос краснющий,
Сам же весь стою синющий.
Злой — злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).
• Игра «Профессии (он — она)». Мамам и папам занятье найдем!
Мусор — мусорЩик — мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).
• Игра «Назови предмет по действию».
Много есть вещей полезных, деревянных и железных,
Что помогут нам всегда. Нам без них — совсем беда!
Чем мы будем укрываться, примостившись на кровать?
Чем мы будем умываться? Что нам нужно в руки взять?
Качаться — качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.). Одевать — одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.)
• Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Человек легко находит, что в природе происходит.
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие умений согласования слов в предложении.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: тема «Весна». Ведущий: солнце — что делает? Дети — светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат.
• Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие умений подбирать предметы к действиям, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают — рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают — змеи, гусеницы, черви. Прыгают — кузнечики, лягушки, жабы, зайцы.
• Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры: ведущий называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Ведущий: собака, дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит. Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).
• Игра « Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры: Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Ведущий: строитель. Дети: строит; повар варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит) и т.д.
Вариант 2. Ведущий называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
• Игра «Кто может совершать эти движения?»
Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Ведущий: Идёт. Дети — человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога. Бежит (человек, животное, ручей, время).
• Игра «Горячий — холодный».
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. Ведущий: горячий. Дети: холодный (хороший — плохой, . . .). Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясныйдень. Глубокое озеро.
• Игра «Наоборот».
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход игры: ведущий говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Он и вас решил научить этой игре: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч ведущему.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение
Д. Чиарди «Прощальная игра»:
— Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
— Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
— Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
— Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
— Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
— Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
— Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
· Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Ход игры: ведущий называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен закончить фразу.
— Сахар сладкий, а лимон … . — Луна видна ночью, а солнце … .
— Огонь горячий, а лёд … . — Река широкая, а ручей … .
— Камень тяжёлый, а пух … .
· Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: упражнение в подборе слов, синонимов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Ход игры: ведущий говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова – приятели. Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
· Игра «Какой предмет?»
Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры: ведущий показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
• Игра «Лови да бросай — цвета называй».
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Ведущий: красный. Дети: мак, огонь, флаг. Оранжевый — апельсин, морковь, заря.
· «Что каким бывает?»
Цель: развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Ход игры: ведущий предлагает к слову – признаку подобрать как можно больше слов – предметов.
— Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
— Красное – платье, яблоко, пальто, …
• Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»). Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас?
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
• Игра «Что бывает круглым?». Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры: ведущий задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. — Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…), длинным? шерстяным? глубоким?
· Игра «Кто больше слов скажет». Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.