Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Человек познает окружающий мир с первых минут своей жизни. Первоначальным источником познания  нового являются ощущения.  

Ощущения относятся к самому простому способу познания окружающей среды, это эффективный источник информации. Малыш  познает мир и себя в этом мире через явные свойства предметов:  он учится определять форму, цвет, положение в пространстве,  учится различать запахи и вкусы. Другие формы познания – умение мыслить, фантазировать, запоминать –  будут развиваются в дальнейшем  посредством  умственной обработки полученных образов. 

Человечеству известны пять типов ощущений:  

• Тактильные ощущения  (осязание), в которых задействованы рецепторы кожных покровов. Например, ощущение разницы между теплом и холодом, ощущения боли, давления.  

• Обоняние позволяет человеку различать запахи.  

• Ощущение вкуса – малыш с первых дней чувствует кислое, соленое, сладкое, горькое, не имеющее вкуса.  

• Слуховые ощущения — ребенок учится отличать искусственные источники звука от природных, выделять речь среди других источников звука, различать громкость и тональность. 

• Зрительные ощущения – различения цвета, формы и  всего того, что окружает  человека. 

Процесс формирования представлений ребенка  о внешних свойствах предметов,  их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее называется сенсорным воспитанием. Сенсорика – это способность организма распознавать внешние воздействия, познание мира с помощью органов чувств и развитие умений достаточно полно и точно различать предметы, их разнообразные свойства и отношения (высоту звуков, взаимное расположение, градацию по размеру и т.п.). 

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – это период быстрого, даже стремительного формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие ребенка осуществляется в процессе игры и самостоятельной деятельности. Чувственный опыт служит источником познания мира. Упущения и недостатки в формировании чувственной сферы ребенка на ранних этапах его развития  в дальнейшем компенсируется с трудом, а порой  оказывается невосполнимыми. 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребенка, на его основе развиваются внимание, воображение, память, мышление.  

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют  следующие группы эталоны:  

-эталоны цвета  — красный, зелёный, синий, жёлтый и т.д., тона и оттенки,  

-эталоны формы  — треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.,  

-эталоны величины (метрическая система)   — большой, маленький, самый маленький и т.д.,   

-эталоны вкуса  — сладкий, кислый, горький, солёный и т.д., 

-эталоны обоняния (запахи)  —  запах цветов, запах дыма, аромат духов и т.д.,  

-эталоны времени  — секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день —  ночь, зима — лето, 

-эталоны пространственных отношений  — вверх, вниз, право, влево и т.д., 

-эталоны осязания  — гладкий, колючий, пушистый и т.д. 

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности, при этом особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.  Огромное влияние оказывает сенсорное воспитание развитие речи, на расширение словарного запаса ребёнка.  Ребенок знакомится со словами, обозначающими внешние свойства предметов, и учится использовать их в речи. 

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – это  накопление  представлений о сенсорных эталонах; в  среднем дошкольном  возрасте (3-5 лет)  у детей  формируются устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами;  к пяти годам ребенку надо научиться сравнивать  свойства одного объекта и нескольких объектов между собой;  в старшем дошкольном возрасте (5-7-8 лет) —  при  усвоении основ грамоты ведущую роль  приобретает развитие  фонематического слуха  – различение  и анализ речевых звуков (гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих). Недостаточный уровень сенсорного развития ребенка  сильно снижает возможность успешного обучения в школе. 

Роль взрослых (родителей и педагогов)  заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира.  При этом основная задача – помочь детям упорядочить хаотичные  представления об окружающих вещах – от игрушек и  бытовых  предметов до произведений искусства. Чем больше характеристик  объектов различает ребенок, тем лучше у него развиты внимание, память, речь,  мышление, воображение. Повышенная чувствительность органов чувств  человека к внешнему миру  помогает выявлять самые мелкие и на первый взгляд незначительные детали, на основе чего выстраиваются оригинальные, уникальные образы. 

Игра – основной вид деятельности ребенка. Чтобы познакомить ребенка с сенсорными  эталонами, помочь освоить многочисленные понятия, с ним надо играть.  Для удобства понимания особенностей игр и игрушек, предлагаем разделить игры по возрастным категориям.  

Игры и игрушки для малыша до года. В этом возрасте игрушка – своеобразный «проводник» в мир, с помощью которого малыш получает разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус. Предлагаем младенцу яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд. Особое внимание обращаем на безопасность игрушки, позволяем ребенку знакомиться с безопасными предметами  любыми удобными способами, получая яркие эмоции и формируя первые навыки. 

1-2 года.  До полутора лет дети двигают предметы, изменяют их форму (в том числе и ломают!), рассматривают их.  После полутора лет появляется желание созидать. В это время хорошо дать ребенку пирамидки, показать, как  нанизывают кольца в порядке уменьшения.  Конструкторы помогут познакомить малыша с   базовыми фигурами, основными цветами, величиной, весом. С помощью кубиков можно строить  высокие и низкие башни разных цветов.  Шнуровки научать нанизывать крупные бусины, завязывать узлы, кроме того, шнуровки позволяют развивать мелкую моторику, готовят руку  к овладению навыками рисования, а в дальнейшем и письма.  Дети охотно, по просьбе взрослого, находят предметы и вещи, схожие по цвету, форме, размеру. Все действия ребенка необходимо комментировать,  называть предметы, рассказывать о них. Старайтесь, чтобы речь была образной, даже «сказочной». 

3-4 года. В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны  и малыш  уже способен  объединять предметы по одному или нескольким признакам. Пора знакомить ребенка с основами математики: учим считать до 5 с помощью цветного счетного материала (палочек, фигурок). Хороши для занятий сортеры со штырьками  — они учат анализу, обобщению. На стержни   сортеров нужно нанизывать  предметы, бусины (не мелкие!)  отличающиеся по цвету, размеру, форме. Продолжаем играть с конструкторами: строим горизонтальные и вертикальные сооружения, заселяем их человечками и животными, придумываем сюжет.  Знакомим ребенка с мерами длины, рассказываем о времени и временах года, погоде. Рассказываем детям о музыкальных инструментах. На металлофоне и ксилофоне  пробуем играть вместе простые мелодии.  В этом возрасте ребенок умеет вставить вилку в розетку, закрыть щеколду или повернуть ключ в замочной скважине, может включить бытовые приборы. Взрослые должны учитывать эти умения и обеспечить безопасность ребенка в быту.  Удовлетворить потребность ребенка  в выполнении подобных действий позволит познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами – бизиборд (бизиборды можно приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно). Учим с детьми короткие стихи, задаем вопросы после просмотра мультфильма  и  стремимся к получению  развернутых  высказываний. 

К 5-6 годам ребенок  активно использует  свой  жизненный опыт, знания становятся четкими, структурированными. В этом возрасте в приоритете игры, направленные на развитие наблюдательности, концентрации внимания. Дети  охотно играют в лото, домино с яркими изображениями  предметов, животных, техники. Игра «чудесный мешочек» или «волшебная коробка» позволяет детям наощупь, не глядя угадывать предмет и называть его.  Привлекаем детей к узнаванию цифр и букв,  просим найти указанные изображения  в коротких словах, на вывесках магазинов и пр. Поддерживаем общение со сверстниками.  Дети охотно учатся друг у друга и готовы поделиться своими знаниями. Продолжаем развивать речь, учим пересказывать короткие сказки и рассказы, знакомим  малышей с пословицами и поговорками,  предлагаем  отгадывать загадки и запоминать стихотворения.  

Зная в 5 лет, как получать информацию, анализировать и систематизировать ее, к 6-7 годам Ваш ребенок будет готов осваивать школьную программу. 

 

Уважаемые взрослые, родители и педагоги! 

Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять  

сенсорное воспитание ребенка,  

необходимо знать  основные принципы построения общения с детьми. 

• Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком. 

• Говорите  с ребенком — сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух. 

• Задавайте ребенку как можно больше вопросов. 

• Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка. Уважайте его интеллектуальный труд. 

• Показывайте ребенку интересные вещи, рассказывайте разные истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «навырост». 

• По возможности,  путешествуйте с ребенком (не обязательно в дальние страны: прогулка по  парку, поездка на дачу   — это тоже путешествие!). 

• Проводите совместные наблюдения и опыты. 

• Поощряйте  инициативу и самостоятельность ребенка.  

Педагог-психолог Пославская С. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.