Ученые доказали, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.
По уровню развития мелкой моторики — можно судить о интеллектуальной готовности к обучению ребенка в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте необходимо развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Упражнения для развития ручной умелости:
— запускать пальцами мелкие волчки;
— разминать пальцами пластилин, глину;
— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
— сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);
— делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
— двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
— показать отдельно один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
— барабанить всеми пальцами рук по столу;
— кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе — разбежались);
— наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на свой палец (получается колечко или спираль);
— завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;
— застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
— игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
— рисование в воздухе;
— резать ножницами.
Если уделять внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, и подготовите к овладению навыком письма, что поможет избежать проблем в школе.
Работа по развитию движения рук должна проводить регулярно, что бы достигнуть наибольшего эффекта от упражнений.
Воспитатель Музыченко Н. Н.