Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

В период дошкольного детства происходит формирование основ многих важнейших способностей и качеств человека. Это и стремление к познанию окружающего мира, и навыки общения со сверстниками, и многое другое. В чем же конкретно состоит значимость первых лет жизни человека?

Главное занятие ребенка этого возраста – игра. В свободной игре развиваются фантазия, воображение, творческое мышление. Принуждение дошкольника к заучиванию чего-либо только оттолкнет малыша от новых знаний. С миром профессий и социальных ролей, с общественными нормами и правилами поведения знакомят ребенка игры. Дошкольник учится соблюдать правила игры, что способствует развитию волевой сферы, так как ему необходимо помнить эти правила и в соответствии с ними сознательно выстраивать свое поведение. В игре тренировка волевых качеств происходит с удовольствием, с радостью, а значит, и более успешно.

Наблюдая за игрой ребенка, родители могут лучше понять его. Дети в большинстве своем проигрывают те ситуации, которые происходят с ними ежедневно. Если характер игры резко меняется, это может стать сигналом того, что в жизни ребенка происходит что-то значимое. Родителям следует помнить, что дети часто используют игру как естественный способ снижения своего напряжения, переживания конфликтов или сильных негативных эмоций.

Большинство дошкольников, посещая детский сад, начинают активно общаться со сверстниками. Малыш без мамы попадает в среду сверстников и отрабатывает сценарии знакомства, дружбы, решения конфликтов. Сами сценарии малыш берет из своей семьи, чаще всего подражая поведению родителей. Поэтому важно обучать его правилам общения, вежливости и уважения к окружающим, демонстрируя эти принципы на личном примере. В данный период ребенок начинает осознавать и выражать собственное мнение. Отстаивание малышом своей точки зрения часто воспринимается как строптивость и непослушание, а между тем это очень ценный навык во взрослой жизни. Если не прислушиваться к мнению ребенка, а только требовать послушания и жестко пресекать попытки выразить свою волю – в будущем он может стать не уверенным в себе и безынициативным. При встрече с самоуверенным оппонентом он не сможет выразить и отстоять свою точку зрения, будет зависеть от мнения окружающих, а в потенциально опасных ситуациях не сможет сказать «нет».

Одним из обязательных условий успешности человека является достаточный уровень развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект подразумевает понимание и принятие своих эмоций, в том числе и негативных. Когда человек может осознать то, что он чувствует, он может понять и другого человека, научиться сочувствовать ему. Это делает общение более близким и доверительным.

Понимание собственных эмоций помогает выработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В дошкольном возрасте родитель часто выступает «противником» ребенка. И это нормально, ведь «потренировавшись» с мамой или папой, ребенок научится разрешать реальные конфликты во взрослой жизни. Важно, чтобы родители действительно помогали малышу научиться конструктивным вариантам поведения, исключая агрессию и насилие.

Называние эмоций помогает отделить негативные чувства, на которые ребенок вполне имеет право, от его негативных поступков. Например, когда он подрался с другом, мы можем сказать, что понимаем его чувства («Тебе стало обидно, когда друг обозвал тебя»), но его поведение считаем неприемлемым («…Но бить других нельзя»). Когда мама говорит капризничающему ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас расстроился и разозлился, потому что я не купила тебе эту игрушку», это показывает малышу, что его чувства важны для нее. Даже если мама продолжает настаивать на своем и не покупает желаемую игрушку, ребенок успокоится быстрее. Ведь его услышали: мама поняла и признала его право испытывать обиду и злость.

Несмотря на резко возрастающую физическую самостоятельность, дошкольник все еще очень сильно зависит от родителей на эмоциональном уровне. Задача дошкольного возраста — накопление опыта, знаний и умений для следующего скачка в развитии, поступления в школу и начала самостоятельного обучения. Перед взрослыми стоит непростая задача. Они должны занимать доминирующую позицию, но не авторитарную. С одной стороны, необходимо поощрять развитие способностей, сильных сторон своего ребенка, направлять поведение и формировать моральные принципы будущего взрослого. С другой стороны, важно замечать его стремления и интересы и не мешать их естественному проявлению. Для того, чтобы найти эту золотую середину, прежде всего необходимо быть рядом с малышом. При этом важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Если вы весело поиграете с ним хотя бы 15 минут, поговорите  именно о его делах, о том, что его волнует, этого может оказаться достаточно, чтобы малыш был счастлив и спокоен.

Для ребенка жизненно важно присутствие близкого человека, внимание, полная включенность в его мир. И конечно, безусловная любовь к нему, которая станет основой для гармоничного развития.

 

Педагог-психолог Пославская С. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.