Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ Детский сад № 37

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Новости
Контакты

Мы живем в отношениях, внутри общения. Любые нарушения в коммуникации сразу и больно бьют по всем сферам жизни. Если у ребенка есть сложности с коммуникацией, то в первую очередь надо проанализировать три основные причины.

  1. Личностные особенности ребенка. «Вот такой он у нас с детства» ― распространенная формулировка.  На самом же деле ребенок может быть вовсе не «таким» по характеру. Может оказаться, что все зависит от конкретной ситуации: он прекрасно общается в одних условиях и замыкается, теряется или проявляет агрессию (или не слышит собеседника) в других обстоятельствах.
  2. Не хватает опыта, умений. Этот фактор обычно связан с тем, как организована жизнь семьи. Дело не в желании или нежелании ребенка общаться, а в недостатке практики общения, в том числе ― со сверстниками.  Если ребенок по какой-то причине мало проводит времени со сверстниками, взрослым необходимо обратить внимание на эту ситуацию.
  3. Неудачные модели общения.  Ребенок воспроизводит в коммуникации то, чему неосознанно научился у близких взрослых.

         Какие модели  поведения копирует ребенок? Модели поведения это типичные способы общения, ситуации, сценарии, в которых находится ребенок, например: оценивающие общение, когда родители без конца друг друга оценивают и сравнивают; или избегающее общение ― при любом конфликте один из взрослых сразу уходит от общения; а может быть преследующее общение ― один без конца пытается общаться с другим, а другой не хочет общаться. Модели коммуникации в семье часто становятся ключом
к пониманию, почему ребенок общается именно так,
почему проявляются определенные сложности. Если ребенок постоянно включен в неэффективный способ общения внутри какой-то ситуации, то он такое же ​​общение демонстрирует и за пределами этой ситуации.

         Рассмотрим «классический» пример: родители жалуются, что у ребенка нет друзей. Начинаем разбираться. У ребенка не получается установить контакт со сверстниками. В разговоре ребенок обвиняет других детей: «они неправильно играют» и «все не так делают». Смотрим дальше. Выясняется, что между мамой и папой напряженные отношения: отец постоянно озвучивает обвиняющие тексты в адрес мамы, а мама критикует папу. Фактически с раннего возраста ребенок находится в ситуациях, когда кто-то кем-то постоянно не доволен. Естественно, когда ребенок приходит в детский сад или  школу, он старается разыграть знакомую пьесу, потому что понимает, как в этой истории взаимодействовать. Но почему-то другие люди не хотят в ней участвовать. Ребенок просто не знает, как можно взаимодействовать иначе, ― и у него возникают проблемы в общении.

         В таких ситуациях нет смысла говорить об особенностях ребенка ― о том, что он  слишком тревожный или медлительный «от природы». Здесь речь о том, что именно привычка взаимодействовать определенным образом, оказывает влияние на то, как ребенок общается. 

Если у ребенка что-то не складывается в общении, начинать нужно именно с моделей поведения ― чтобы понять, в каком стиле он привык общаться. И уже после  переходить к личностным особенностям ребенка.

         А может, все же ребенок такой? Неуправляемый, возбудимый, тревожно-мнительный, странный,  с особенными идеями, необычным поведением, отстающий, медлительный, с трудом обучаемый, демонстративный, агрессивный и т.д.? Такой классификации нет ни в психологии, ни в медицине. Это портреты, собранные на основе обратной связи от родителей и других близких детям взрослых.  Личностные особенности ребенка определяют, какие звенья в процессе общения «западают».  В зависимости от причины трудностей в общении, мы и выбираем стратегию помощи ребенку. Если это личностные особенности ребенка, то ищем способы компенсировать эти особенности. Если ребенку не хватает опыта и умения, то думаем, как создать для него нужную ситуацию, чтобы наработать практику.  Если это неудачныепримеры общения, которые ребенок забрал от нас же, то стараемся поправить свои способы общения и показать ему более удачные.

По материалам http://bmshkola.ru/

Педагог-психолог Пославская С. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.