С момента рождения и примерно до трёх лет никаким правилам безопасного поведения ребёнка не научить — нужно всё контролировать самостоятельно. Однако детям постарше необходимо начинать объяснять, что несёт для них угрозу и почему. Важно учить ребёнка осознавать причинно-следственные связи и постепенно развить у него навык думать наперёд о последствиях своих действий или бездействия.
Проработка навыков безопасного поведения должна быть регулярной. В этом случае можно надеяться на то, что у ребенка постепенно сформируются необходимые умения. И конечно же – помним о личном примере.
Что должен усвоить ребёнок о безопасности в быту?
- Нельзя играть с легковоспламеняющимися предметами и жидкостями – спичками, зажигалками, аэрозолями и т.д.
- Нельзя включать электроплиту и трогать другие электроприборы без взрослых.
- Нельзя играть с розетками.
- Нельзя самостоятельно открывать окна и сидеть на подоконнике у открытого окна.
- Нельзя трогать и тем более играть острыми предметами – ножами, ножницами, иглами, инструментами и т.д.
- Нельзя пробовать бытовую химию и парфюмерию.
- Нельзя открывать двери посторонним людям, особенно если один дома.
Эти правила распространяются не только на дом, их нужно соблюдать всегда – в гостях, в детском саду и т.д.
Одно из главных условий безопасности ребёнка — его доверие к родителям. Ребенку нужно объяснить, почему установлены те или иные условия, чувствовать заботу и не бояться рассказывать о любых ситуациях. В то же время надо постараться не перегружать ребёнка необоснованными ограничениями – это может сделать его неуверенным в себе и негативно повлияет на дальнейшую жизнь.
Что должны сделать родители для безопасности ребёнка дома?
- Предотвратить несчастные случаи и травмы – сначала убрав источники опасности, а затем обучая ребёнка правилам поведения.
- Устанавливать ограничения по возрасту и ослаблять их по мере взросления детей.
- Поддерживать контроль за газовыми и электрическими приборами, потенциально опасными устройствами и предметами (даже если кажется, что ребёнок давно всё понимает).
- Донести до ребёнка, что такие важные данные, как его имя и адрес, телефоны родителей и т.п. нужны ему для опасных ситуаций, поэтому нельзя ими делиться с посторонними людьми.
- Подавать личный пример и придерживаться безопасного поведения в быту.
Дети не имеют достаточного жизненного опыта. Обеспечить безопасную для ребенка среду в доме, где он живет – важнейшая задача родителей.
Педагог-психолог Пославская С. А.