Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.
Известный педагог Я. М. Коменский писал: «… нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Посмотрите внимательно вокруг — даже на участке вашего дома вы найдете огромное количество интереснейших объектов для исследования.
Чаще же, к сожалению, взрослые на прогулке следят в основном за тем, как ребенок не испачкался и не залез в неположенное место. Так теряется простая возможность воспитывать в детях любознательность и наблюдательность, развивать познавательный интерес.
Задача взрослого — обратить внимание дошкольников на то, что у них в буквальном смысле валяется под ногами.
— Так гуляя с детьми, обратите внимание на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть ребенок попытается слепить замок из сухого и мокрого песка. Предложите детям пройти сначала по сухому, а за тем по влажному. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда песок высыхает? Исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода, и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи на песке или на глинистой почве?
— В ветреную погоду определите, откуда дует ветер: высоко над головой поднять узкую полоску бумаги, свободный конец покажет, куда дует ветер. Определите силу ветра.
После дождя дети часто приносят на обуви грязь, от куда она берется? Предложите детям пройтись по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему?
Обратите внимание детей на то, как шумят деревья в зависимости от силы ветра. Сравните шум одиноко стоящего дерева с шумом деревьев в парке. Как падают капли дождя в ветреную и безветренную погоду?
Во время прогулки попробуйте запускать воздушного змея в разную погоду. При каком ветре он лучше летает? Почему он движется? (ветер, встречая на своем пути наклонного змея, ударяется об него и толкает вверх).
— После дождя выберите с детьми лужу, за которой будете вести наблюдение. Наблюдайте за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: солнечную или пасмурную погоду.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Воспитатель Пастухова В. О.