Несмотря на частоту использования в литературе термина «детская манипуляция», понимание его содержания остается неоднозначным. Основными признаками манипуляции являются:
— скрытый характер воздействия,
— стремление получить односторонний выигрыш;
— отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;
— «игры на слабостях», т.е. использование уязвимости человека (родителя, воспитателя и пр.),
Наиболее частыми формами детской манипуляции можно назвать детские истерики и капризы; мнимую болезнь; вымышленные рассказы; лесть; прием «если…, то…»; использование внутрисемейных разногласий.
Рассмотрим данные формы манипуляции более подробно.
Не является секретом ни для кого то, что дети учитывают последствия собственных истерик и капризов, и проявляют их чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых эти проявления остаются безнаказанными, а для ребенка – эффективными. Например, ребенок, находясь в магазине, начинает демонстративно громко плакать после отказа купить игрушку, и мгновенно прекращает истерику после ее покупки.
Еще одно действенное средство оказания манипуляции на взрослых – демонстрация слабости. Для большинства родителей жизнь и здоровье ребенка представляют первостепенную важность, а значит, переживания по этому поводу могут стать поводом для манипуляции. Внезапная слабость, усталость, больной животик или голова и пр. становятся основанием для отказа от уборки игрушек, соблюдения режима дня, отказа от выполнения указаний взрослого и пр. Тем не менее, следует уметь распознавать настоящие проявления болезни и мнимые: манипуляцией будет считаться тот факт, когда все «признаки болезни» исчезают при выполнении требований ребенка.
Прием «если…, то…» является одним из самых частых проявлений манипуляции у ребенка. При этом существует два варианта такой манипуляции: шантаж, угроза («если ты мне не дашь телефон, я не буду спать» и пр.) и обещание («если ты мне купишь игрушку, я уберу в своей комнате»). Отличием описываемого манипулятивного поведения от договоренности является тот факт, что данное «обещание» неискренне, т.е. не будет выполнено.
Детская ложь, так же является довольно распространенным средством манипулятивного поведения. В этих случаях ребенок манипулирует взрослыми, прибегая ко лжи, чтобы получить поощрение или избежать наказания: «это не я, это он уронил вазу». Следует различать детскую ложь и проявления фантазии: манипулятивная ложь всегда корыстна.
Использование лести так же можно отнести к разряду манипуляции. «Внезапно обострившаяся любовь» может помочь ребенку-манипулятору достичь нужных целей.
Внутрисемейные разногласия зачастую становятся рычагом воздействия на родителей. В качестве примера можно рассмотреть такой факт: при ссоре или разводе родителей ребенок может использовать фразы, «а вот папа/мама мне купил(а) игрушку, значит он(а) меня больше любит».
Среди причин детских манипуляций чаще всего выделяют две основных: стремление ребенка получить личную выгоду и ограничение детских потребностей (недостаток любви, заботы, внимания или наоборот ограничение самостоятельности).
Знание причин детской манипуляции важно для предотвращения неконструктивного поведения взрослых. Главной ошибкой взрослых становится проявление чрезмерной мягкости, попустительства. Когда взрослые готовы идти на уступки, и потворствовать каждому слову ребенка, они показывают ему, что с чужими интересами можно не считаться. В таких ситуациях манипуляции теряют свою безобидность, и взрослые становятся «марионетками» в руках ребенка.
Задачей взрослых в конкретной ситуации психологической манипуляции является адекватная оценка ситуации. «Поставьте себя на место ребенка» и разберитесь в том, какие цели преследует ребенок (серьезные или это просто каприз), определите насколько важно поступить так или иначе в данной ситуации, можно ли уступить или нельзя.
Взрослому человеку необходимо прежде всего сохранять спокойствие и занимать уверенную позицию. Постарайтесь четко придерживаться принятой позиции, спокойно объясните и аргументируйте ребенку свой ответ.
Одним из вариантов конструктивного взаимодействия с ребенком может стать совместный поиск конструктивного разрешения данной ситуации, компромисс.
Можно игнорировать попытки манипуляции, но не просто не обращать внимания, а обязательно в последующем объяснить, почему так делать нельзя.
Постарайтесь отвлечь маленького манипулятора, не акцентировать внимание на манипуляции ребенка, а переключить его внимание на что-то интересное, сменить тему.
Помогите ребенку успокоится, а потом расспросите его, вместе обсудите ситуацию. Предложите вместе решить острый вопрос путем переговоров. Выслушайте и поймите своего ребенка. Говорите ребенку о своих чувствах: такое поведение вам не нравится, оно вас тревожит, расстраивает и пр.
Педагог-психолог Пославская С. А.