Старшая группа №2, понедельник. Утро. Идет занятие по окружающему миру. На доске висит большая репродукция картины Ивана Шишкина «Зима»…
Данная репродукция мне нужна была для разговора с детьми о красоте родной природы, для пополнения экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
И у педагога непроизвольно возникает желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное.
И ,приобщая своих воспитанников к творчеству Ивана Ивановича Шишкина, наипервейшими задачами ставлю:
1.Закрепить представления детей о том,что изображение луга,поля,зимнего леса или дубовой рощи (т. е. изображение природы)ничто иное, как пейзаж;
2.Формировать практическое ориентирование в пространстве;
3.Развивать зрительную дифференцировку по цвету;
4.Развивать наблюдательность,зрительное внимание и память;
5.Обогащать и активизировать словарь детей,поощрять высказывания детей;
6.Воспитывать бережное отношение к хлебу (если говорить о картине художника «Рожь») ,бережное отношение к искусству и родной природе( «Зима», « Дождь в дубовом лесу»).
Шагдарон Эльвира Андреевна, воспитатель старшей группы №2