
Побеседуйте с ребенком о насекомых. Закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Насекомые играют большую роль в природе: они являются кормом для птиц. Но не все насекомые приносят вред окружающему миру, многие насекомые приносят пользу. Поэтому к ним следует относиться осторожно, бережно, и если необходимо проявить заботу.
Рассмотрите вместе с ребенком картинки насекомых. Попросить показать части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики).


СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Вопросы для беседы:
— Муравей, стрекоза, жук, пчела, кузнечик, божья коровка, бабочка, гусеница – как назовём общим словом?
— А для чего нужны насекомые?
— А в какое время года мы можем увидеть их в природе?
— А какое из насекомых приносит сладкую пользу человеку?
Послушайте интересные факты о насекомых:
- Кровь у кузнечика белого цвета.
- У сверчков уши расположены на передних лапах.
- Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы, а кусают только самки комаров.
- Богомол — единственное насекомое, которое может поворачивать голову.
- Муравьи никогда не спят, один муравей может поднять груз в 100 раз тяжелее самого себя.
- У пчёл 5 глаз: 3 в верхней части головы, 2 спереди, а ещё у пчёл 2 желудка – один для мёда, другой для пищи.
- Божьих коровок можно назвать перелётными жуками: оказывается, они также как и птицы улетают в тёплые края осенью, а летом возвращаются. Но не все они улетают, некоторые прячутся в трещинах земли, коре деревьев, в сухой траве. Так и зимуют.
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка…(летает).
Пчёлы летают, а паук…(ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).
Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).
Пальчиковая гимнастика ( действия с пальчиками произвольные)
«Пчела»
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек.
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Объяснить ребенку понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук), рассказать, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых). Рассказать, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки – нектаром цветов; мухи, тараканы – остатками пищи человека.
Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:
— людям: пчелы дают мед, воск.
— лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки – опыляют растения.
— животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:
— людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
— лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев. Гусеницы объедают листья растений.
— животным и птицам: комары, слепни и блохи больно кусают.

Упражнение «Скажи одним словом»:
— У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют «пестрокрылой».
-У стрекозы большие глаза …
— У таракана длинные усы …
Упражнение «Назови ласково».
Паук – паучок,
комар — …,
таракан — …,
пчела —
Отгадать загадку:
Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)
Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)
Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)
Чёрен да не ворон, рогат да не бык, с крыльями, а не птица (жук)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком — он поделится медком (пчела)
Шевелнулись у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зелёная спинка (кузнечик)
Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда найдёте вы (червяк)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
Мы — лесные жители, мудрые строители,
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
Упражнение на координацию речи с движением.
Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.
Вертится как вертолет:
вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики,
прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели,
Травушку покушали,
тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
прыгай на носках легко!
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.
Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны.
Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.)
Задание: Выучить физминутку:
Утром бабочка проснулась (трут глазки)
Улыбнулась, потянулась (улыбаются, потягиваются)
Раз-росой она умылась (умываются)
Два-изящно покружилась (кружатся)
Три-нагнулась и присела (нагибаются и приседают)
А четыре-улетела (летят)
Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.




Выучить стихотворение.
«На лугу»
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося
Леонов В.
Подобрать слова – действия (глаголы): (к пяти разным насекомым)
Жук (Что делает) – (летает, кружится, жужжит)
Бабочка — (порхает, сидит, перелетает)
Пчела….
Кузнечик….
Муравей….
Связная речь
1.Составь предложение из слов:
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
Художественная литература.
Можно прочитать ребенку:
Агния Львовна Барто «Жук»
В. Бианки «Приключение муравьишки».
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
А. Барто «Мы не заметили жука».
К.Чуковский «Тараканище».
А.А.Усачев «Божья коровка»
К.Чуковский «Муха-цокотуха».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Продолжаем цикл занятий образовательного марафона » Сидим дома с пользой!»
Нарисовать или наклеить иллюстрации с изображением насекомых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Для закрепления пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
— Сейчас утро или вечер?
— Что бывает раньше – утро или день?
— Покажи правую руку.
— Что находится слева от тебя?
— Какой из этих предметов лежит посередине? Какой – наверху? Что лежит внизу?
— Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
— Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
— Назови цифры на карточках.
— Продолжи счет 1,2,3…
— Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
— Что больше 7 или 4, 2 или 5.
— Реши задачи:




ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Укрепление здоровья детей, создание условий для привития интереса к физической культуре.