
Социально-коммуникативное развитие
Рассмотрите перелетных птиц на картинках.
Покажите и назовите вместе с малышом части тела птиц и укажите их назначение: туловище, голова, крылья, хвост, лапки, когти, глаза, клюв; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице для полёта

Вопросы к беседе.
Каких перелетных птиц, улетающих от нас осенью и возвращающихся весной, ты знаешь?
Как ты думаешь, почему птицы осенью нас покидают? По-твоему, что страшнее для птиц зимой – холод или голод?
Чем питаются перелетные птицы?
Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края? Как ты думаешь, какие весенние перемены в природе позволяют птицам вернуться в родные края?
Есть перелетные птицы, которые прилетают к нам осенью и зимуют с нами. Знаешь ли ты таких птиц, которых мы часто видим зимой, но не встречаем летом?
А почему оседлые птицы остаются у нас на зиму? Чем они питаются?
Как меняется поведение оседлых птиц весной?
Чем занимаются птицы после перелета?
Можно предложить детям игру «Да-нет» или «какая птица» с использованием наглядного материала: ребенок из подгруппы выбирает одну из птиц, изображения которых разложены на столе. Дети задают ему вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет»:
— Эта птица перелетная? (Эта птица оседлая?)
— У нее грудка красная7 (Белая, желтоватая и т.д.)
— У нее крылья заостренные? (У нее крылья закругленные?)

Развитие речи
- Побеседовать о птицах:
— выучить с ребёнком названия перелётных птиц (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка) и уточнить их отличительные признаки;
— повторить основные признаки по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями, имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц);
— уточните, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и холода в наших краях);
— объясните ребёнку, что прилёт птиц из тёплых краёв является одной из примет весны.
- Прочитайте стихи о птицах, выучите одно из них наизусть.
- «Скворцы»
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
- «Ласточка»
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
- Объяснить значение слов:
стая (группа птиц, «семья»), гнездо («дом», который птицы сами вьют-строят из веточек, а потом откладывают и высиживают яйца), скворечник («дом» для птиц, который построили люди из досок), птичьи трели (звонкое птичье пение), вить (строить), высиживать (сидеть на яйцах, согревая их теплом своего тела, чтобы вылупились птенцы).
- Упражнение «Где сидит/стоит птица?»
(закрепить употребление существительного в предложном падеже с предлогом НА).
На листочке бумаги можно нарисовать картинки-подсказки (забор, травка, дерево, ветка дорога, крыша, пень). Взрослый называет перелётную птицы и задаёт вопрос: Где сидит ласточка?
Ласточка сидит на крыше.
Грач сидит на заборе.
Гусь стоит на дороге.
Утка сидит на пне.
Скворец сидит на ветке.
Аист стоит на траве.
- Упражнение «У кого сколько?»
(закрепляем употребление существительного в родительном падеже и согласование с числительным):
Скажи, сколько у ласточки крыльев? У ласточки два крыла.
( лапок, хвостов, голов, клювов, перьев, глаз, когтей)
- Упражнение «Исправь ошибку»
(развитие пространственного восприятия).
У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова.
У грача сзади клюв.
У утки вверху лапы.
У гуся внизу крылья.
У аиста сбоку хвост.
- Выразительно прочитайте ребенку стишки и рассказы о птицах:
С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,
А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?».
Е.Чарушин «Яшка»,
Е. Благинина «Стрижи»,
А.Майков «Ласточка примчалась».
Е.Авдеенко «Воробей»,
А.Толстой «Умная галка»,
М.Пришвин «Дятел».
Предложите вместе с вами сделать пальчиковую гимнастику. Выучите с ребёнком текст пальчиковой гимнастики.
«Птички»
Птички прилетали, -Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями
Крыльями махали
Сели, посидели -Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол
Дальше полетели. -Повторяем первое движение
«Ласточка»
На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
- Отгадайте загадки:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)
Художественно-эстетическое развитие
Работа по лепке: «Птичку слепим».
Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.
Рисуем птиц
формировать у детей умение рисовать птичку, передавая форму частей тела, красивое оперение;
— учить детей делать набросок простым карандашом;
Физическое развитие
Цель: Обеспечивать гармоническое физическое развитие, формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Задачи:
— формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
-совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
-учить ходить и бегать ритмично;
-упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании;
-закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
Познавательное развитие



