

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Наблюдение за весенним небом.
Цель: активизировать речь детей, вспомнить признаки весны.
Вопросы к теме.
Какие признаки наступившей весны ты заметил на своей улице?
Расскажи, как ранней весной изменяется снег. Что с ним происходит потом?
Отчего тает снег весной?
Как ты думаешь, почему весной день становиться длиннее? С этим связано и повышение температуры воздуха (потепление), и таяние снега.
Как называется процесс таяния льда на реках? Почему его так назвали?
Отчего в весеннем небе так много кучевых облаков? Их гораздо больше, чем зимой или летом. И почему их назвали «кучевые»?
Расскажи, почему весной начинается активный рост растений? Чем это вызвано? И почему зимой они росли, а как будто спали?
Отчего на деревьях и кустарниках набухают почки?
Какие первые весенние цветы ты знаешь?
Отчего весной снова возвращаются к нам перелетные птицы, улетевшие осенью в теплые края?
Какие насекомые появляются первыми весной? А где насекомые были зимой?
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.
Во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы).
Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март.
Заучить названия весенних месяцев поможет стихотворение:
Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.
Первым март пришел, белый снег сошел.
А за ним и апрель отворил окно и дверь.
А уж как пришел май, солнце в дом приглашай!
Заучивание стихотворения Я. Аким
А вот название вы узнаете, отгадав загадку:
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он вовсе стучится норы,
Напевает у воды.
« Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех…( Апрель).
АПРЕЛЬ.
… Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
Я.Аким
Вопросы по содержанию стихотворения.
- Понравилось вам стихотворение?
- Как оно называется?
(должны быть вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем детей отвечать словами из текста)
- Как сегодня идет весна?- – прямиком -Шлёпает по лужам
- Зачем весна гонит талые снега? — Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным.
- Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба?- « Скоро! Скоро быть теплу!».
(Далее вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз).
- Как вы понимаете слова: шла весна тайком?
- Почему автор говорит: весна -Шлёпает по лужам?
- Бархатом зеленым -как вы понимаете эти слова?
(после этого обговариваются средства выразительности)
- Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?
10.Как понять ,что весна шлепает? Как надо читать?
« Скоро! Скоро быть теплу!»- как надо читать эту строку?
Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить.

Подобрать как можно больше признаков к словам:
Солнце весной (какое?) – теплое, яркое, ласковое, весеннее, долгожданное …
Небо весной (какое?) – светлое, ясное, голубое, чистое, безоблачное …
Снег весной (какой?) – темный, осевший, талый, липкий …
Ветер весной (какой?) – весенний, теплый, свежий …
Ручьи (какие?) – быстрые, чистые, звонкие, прозрачные …
Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
-Зимой снег чистый, а весной — …
-Зимой дни холодные, а весной -…
-Зимой солнце тусклое, а весной — …
-Зимой погода часто пасмурная, а весной — …
Упражнение «Какой звук, гласный или согласный?»
Звук «А» гласный или согласный?
Почему вы так думаете?
Звук «К» гласный или согласный?
Звук «М» гласный или согласный?
Звук «Р» гласный или согласный?
Звук «И» гласный или согласный?
Звук «Д» гласный или согласный?
Звук «Ю» гласный или согласный?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Чем отличается буква от звука?
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Давайте все вместе покажем, как же появляются из-под снега первые цветы – подснежники:
(дети складывают ладошки в виде «сердечка», имитируя бутон цветка)
Растет цветок, поднимается, (дети медленно поднимают пальцы таким образом, чтобы сложенные «сердечком» ладони превратились в «лодочку»)
Лепестки его раскрываются! (дети медленно раскрывают пальцы)
Пересказ с опорой на вопросы.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Объяснить значение словосочетаний: «набухают почки», «теплые страны».
— Какое время года наступает?
— Как светит солнышко?
— Что набухает на деревьях?
— Кто скоро прилетит из теплых стран?
— Что будут делать птицы?
Что лишнее:
— Нарцисс, примула, апельсин, гиацинт
— Подснежник, верба, одуванчик, мать-и- мачеха
Конспект НОД по развитию речи «Признаки весны» (см.)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рассматривание картины Ю.А. Обуховского «Цветущая весна» из цикла «Пейзажи России».
Цель: расширять представления о пейзажной живописи.
Учить рисовать с натуры, передавая характерные особенности: строение и расположение почек, листочков, их цвет.
Закреплять навыки рисования акварелью.

Лепка «Подснежник»
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Развивать мелкую моторику рук.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физминутка «Весна, весна-красна».
Цель: формировать координацию речи и движения.
Познавательное развитие ФЭМП
Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку.
Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 8» (см.)
Дидактическая игра «Не ошибись».
Дети образуют круг. В центре круга водящий, он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч водящему. (Прямой счет от 1-8 и обратный).
Физкультурная минутка «Нам пора передохнуть».
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой, И усталость вся долой!
Раз- два — три- четыре- пять шею надо разминать.
(Вращения головой)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания)



