В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
С 1 сентября 2023 г МБДОУ г.Иркутска детский сад №61 работает по новой Федеральной образовательной программе, в которой большое место отводится патриотическому воспитанию. В соответствии с новыми стандартами содержание программы дополнено задачами воспитания, отражающими такие ценности, как родина, природа, семья, человек, жизнь, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд, познание, культура, красота, здоровье.
Воспитание патриотических чувств — это длительный, сложный, непрерывный и последовательный процесс. Работа по привитию дошкольникам основ гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:
1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
2. Работа с детьми;
3. Работа с родителями.
4. Привлечение всех участников образовательного процесса
Все эти направления взаимосвязаны и включают:
— Знакомство со своим городом, его историей;
— Знакомство с Россией и родным краем;
— Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
— Знакомство с символикой государства, города.
Методическое сопровождение
Создание предметно-пространственной развивающей среды:
Информационные стенды с государственной символикой
Дидактические, настольные игры гражданско-патриотической направленности: «Военная техника», «Найди флаг России», «Защитники России» и т.д.;
Подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России, армии и т.д.;
Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, округе, родном городе. В каждой возрастной группе темы повторяются, меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность.
Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 — дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной. День Победы – дети должны знать о роли советских солдат в победе над фашизмом.
Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.
Гражданско-патриотическое воспитание — это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников — сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.
Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
Привитие детям понятий «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг»; знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.
Связь воспитателя и других специалистов ДОУ
Логопед — разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
Инструктор по физической культуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы «Как прошли выходные?» — так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы «Кому требуется помощь и как ее осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?».
В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:
Народные и фольклорные праздники: День знаний, Осенины, Колядки, Масленица, Рождество, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, Праздник русской березки и т.д.
Православные праздники и обряды — это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.
Международные праздники: День защиты детей, День матери, Международный женский день.
Православные праздники – Пасха, Рождество — семейный праздник.
Бытовые и семейные праздники – выпускной бал, дни рождения, День села.
Праздники коренных народов Иркутской области: буряты — Новый год Сагаалган, эвенки — Больдер, тофалары — Арганчи-Ыры
Праздники Коренных народов Иркутской области
В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.
Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.
В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений.
Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.
Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).
Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.
Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение любимых мест отдыха и достопримечательностей города.
Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья — это ячейка общества. В группах реализуются проекты гражданско-патриотической направленности «Герб моей семьи»», «Генеалогическое дерево», «Моя семья – моя крепость» и т.д.
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении — это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.
Методическая копилка:
Патриотическое воспитание дошкольников
Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию
Мы разные, но мы вместе — 4 ноября День единства России
23 — февраля — День защитника Отечества
24 октября — День русской избы
30 ноября — День государственного герба России
3 декабря — День неизвестного солдата
27 января — День снятия блокады Ленинграда
НАГРАДЫ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Что и как рассказать ребенку о Победе
Нормативно-правовая база регламентирующая организацию деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся при реализации ОП ДО:
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» утверждена Министерством просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028.pdf
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской»
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф№ «Об образовании в Российской федерации»
Конституция Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Федеральный закон от 13 марта 1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»
Закон Иркутской области от 05 июля 2023 № 99-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Иркутской области»
Федеральный проект «Патриотическое воспитание»
Региональный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Локальные нормативные документы по организации деятельности по патриотическому воспитанию
План работы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2024-2025 учебный год