Рекомендации для родителей от психолога
Основные вопросы,
с которыми сталкиваются родители
ребенка 3-4 лет.
1. Психологи обращают внимание на «Кризис 3-х лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Основные задачи взрослого – предоставить большую самостоятельность ребенку, включить в его деятельность что-то новое, поддержать стремление к самостоятельным действиям, не погасить своей критикой, не подорвать веру ребенка в собственные силы.
2. В возрасте 3-4 лет для ребенка характерны резкие перепады настроения. Чаще всего это зависит от физического комфорта, но уже на настроение начинают влиять его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, в данном возрасте возникает существенное внутреннее противоречие: ребенок стремится к самостоятельности, но не может справиться без помощи взрослого. Любит близких, но злится на них из-за ограничения свободы.
3. В 3-4 года ребенок начинает усваивать правила взаимоотношения и поведения в группе сверстников. По отношению к окружающему формируется своя внутренняя позиция. Ребенок верно осознает свое поведение, умеет гордиться своими успехами, может критически оценить результаты своего труда, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте дети начинают очень активно подражать действиям взрослого. Взрослый – основной пример поведения для ребенка.
4. Интенсивно развивается воображение. Большое значение в развитии данного психического процесса играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Очень важно на данном этапе читать ребенку книги, разговаривать с ним на различные темы, тем самым расширяя его представления об окружающем и пополняя его словарный запас. Кроме того, для младших дошкольников характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы эмоционально насыщены и реальны. Поэтому необходимо ограничить ребенка от слишком сильных и ярких эмоциональных переживаний (могут возникать различные страхи).
5. Дети должны уже уметь держать правильно карандаш, проводить вертикальные и горизонтальные линии. В 4 года могут уже нарисовать «головонога» (рисунок человека, состоящий из головы, ног и рук). В рисунке стараются правильно использовать цвета.
Если моторика рук развита слабо, то можно порекомендовать для занятий с ребенком лепку, аппликацию, шнуровку, застегивание-расстегивание пуговиц, собирание мозаики и т.д.
Если ребенок агрессивен…
Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Будьте внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать. Демонстрируйте модель спокойного, уверенного (неагрессивного) поведения.
Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло
Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально наполненный смысл.
Давайте ребенку возможность проявлять гнев сразу после события, которое его вызвало. Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева.
Будьте последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания должны оставлять сохранным чувство собственного достоинства ребенка.
Бороться с агрессивностью нужно:
Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать,
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка — подождите, пока поступок повториться.
Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.