Огромную роль в успешной адаптации детей к условиям детского сада и социальному окружению в целом играет доступная образовательная среда.
Доступная образовательная среда – комплекс условий, которые позволяют детям получить качественное образование. Образовательная среда формирует способности, субъективные качества детей дошкольного возраста, раскрывает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе.
Задача образовательной организации – создать благоприятные условия ребёнку для получения образования в стенах детского сада и помочь родителям научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире.
В МБДОУ г. Иркутска детский сад №89 функционируют 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 2 группы для детей с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия, слепые дети). данные группы посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Организация доступной среды для данных детей осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ | 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» 3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01. 2019г) |
2. Обеспечение возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | 1. В образовательной организации разработаны адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (АООП ДО): АООП ДО для детей с тяжелыми нарущениями речи, АООП ДО для детей с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидящие и слепые дети) 2. Специалистами (учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогом-психологом) применяются специальные методы обучения и воспитания по коррекции речевого развития и эмоциональной сферы, по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, их ориентировке в пространстве, развития зрительно-двигательной координации. |
3. Наличие специально оборудованных учебных кабинетов | 1. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. 2. Оборудованы и функционируют два кабинета учителей-логопедов, два кабинета учителей-дефектологов, которые позволяют проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, консультативную работу с родителями и педагогами. 3. Оборудован и функционирует кабинет педагога-психолога для осуществления психолого-педагогической помощи детям,педагогам, родителям; подгрупповой развивающей, профилактической и коррекционной работы с детьми, индивидуальной работы с детьми, диагностической работы с детьми, консультативной работы с родителями и педагогами; организационно-методической работы |
4. Наличие объектов для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья | Практические занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами проводятся в групповых комнатах, музыкальном и физкультурном залах. данные объекты имеют необходимое оборудование и материалы. |
5. Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отдельное помещение, отведенное под библиотеку — отсутствует. Необходимый книжный материал располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях: методическая и справочная литература для педагогов; детская литература в соответствии с образовательной программой и специальные книги для слабовидящих и слепых детей. |
6. Наличие объектов спорта, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностью здоровья | 1. Физкультурный зал предназначен для организации двигательной активности детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. Зал оснащен необходимым оборудованием. 2. Спортивная площадка предназначена для организации двигательной активности детей, проведения физкультурных занятий на свежем воздухе. |
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Ноутбук linovo, интерактивная доска, многофункциональное устройство, DVD — плеер, телевизор, индивидуальные подставки, увеличительное устройство, планшеты для письма и рисования по Брайлю, звуковые определители цвета |
8. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации | При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Мобильные лестничные подъемники при подъеме на другие этажи здания — отсутствуют. Их установка не предусмотрена техническими характеристиками здания. При входе на территорию, в здание и внутри ДОО имеются тактильные напольные плитки и направляющие для слабовидящих людей. 2. В организации есть работники, которые оказывают инвалидам помощь при предоставлении им услуг. ДОО обеспечивает инвалидам помощь, необходимую для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий. 3. Официальный сайт ДОО адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих). |
9. Специальные условия питания | В МБДОУ организовано 5-разовое питание в соответствии с цикличным меню на холодный и теплый период для детей в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами САНПИН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено. |
10. Специальные условия охраны здоровья | В учреждении функционируют – медицинский кабинет, процедурный кабинет. Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия. В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОО. Задачами ППк является: — выявление трудностей в освоении основной образовательной программы МБДОУ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; — разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников; — консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; — контроль за выполнением рекомендаций ППк ППк тесно сотрудничает с ПМПК города Иркутска. |
11. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | 1. Информационная база ДОУ оснащена: — электронной почтой; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт ДОУ, оснащенный вкладкой «версия для слабовидящих». 2. МБДОУ обеспечен ноутбуками с наличием информационного и программного обеспечения, а также мультимедийными средствами обучения, аудиотехникой. 3. В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об образовании в РФ» в организации созданы условия для информационного обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Ноутбуки и USB модемы, подключаются к сети Интернет через роутер детского сада, который обеспечивает Wi—Fi сигнал. 4. Контракт об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи ООО «Сибтелеком». 5. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач. |
12. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Информационные электронные технологии используются в работе с детьми дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности, при организации и проведении праздничных мероприятий, спортивных соревнований, развлечений и других видах детско-взрослой деятельности. Мультимедиа-технологии установлены в музыкальном зале, кабинете педагога-психолога. В групповых комнатах используется мобильное оборудование и телевизор.
Сформирована база электронных методических разработок по речевому развитию детей и формированию зрительного восприятия, которые активно используются в работе с воспитанниками. Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрен. |
13. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагога-психолога обеспечены дидактическими средствами обучения в соответствии с индивидуальными особенностями здоровья детей в достаточном количестве для организации коррекционно-развивающих занятий индивидуальных и подгрупповых. |
14. Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
14.1. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. |
Не предусмотрено |